Кадры под ключ

Дефицит качественной рабочей силы стал импульсом для формирования рынка квалификаций, на котором ценность работника определяется его реальной профессиональной подготовкой и вытесняет существовавший на протяжении многих лет рынок дипломов. Чтобы удовлетворить свою потребность в кадрах, предприятия берут шефство над учебными заведениями — от школ до вузов. По мнению региональных властей, процесс подготовки специалистов необходимо ускорить.

Пермский край сделал ставку на подготовку профессиональных кадров в 2012 году, когда проект Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры под ключ» поддержал наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив. Суть проекта заключалась в том, что заказчиком на подготовку профессионалов выступал бизнес при посредничестве Пермской ТПП, при этом работодатель получал возможность управлять содержанием теоретической и практической подготовки специалистов. За два года в систему подготовки включилось более 200 организаций, и в 2013 году из 13 тыс. первокурсников, поступивших в средние специальные учебные заведения края, 10 тыс. начали обучение под конкретный заказ предприятий.

Эта инициатива позволила тогда региону получить статус пилотной площадки по реализации федерального проекта развития дуального обучения. В роли первых организаторов процесса выступили предприятия ракетоавиадвигателестроения, ПАО «ЛУКОЙЛ» и ряд учебных заведений: Пермский авиационный техникум, техникум промышленных инновационных технологий, краевой политехнический техникум, колледж транспорта и сервиса.

По данным краевого министерства образования и науки, в 2020 году в сфере среднего проф­образования (СПО) насчитывалось 72 учреждения и более 65 тыс. студентов. Обучение проходит по 202 программам, 133 специальностям и 69 профессиям. Причем число учащихся растет — ежегодный набор студентов прирастает примерно на 1 тыс. человек. Меняется лишь список преподаваемых профессий по запросам работодателей: на уровне СПО практически прекращена подготовка юристов, экономистов, бухгалтеров, больше обращается внимания на преподавание рабочих профессий.

Статистика отмечает особую популярность профессий, связанных с IT-сферой: конкурс на поступление по этим специальностям по сравнению с 2018 годом вырос более чем вдвое (16 человек на место). Растет спрос на специализации, связанные с машиностроением, в том числе на токарную и фрезерную обработку. Почти вдвое также вырос конкурс на место в СПО по специальности «Технология машиностроения». Традиционно востребованы строительные специальности, а также профессии в сфере медицины и образования.

Движение к «скиллам» Председатель экспертного совета АНО «Пермское региональное агентство развития квалификаций» (ПРАРК), в прошлом — декан географического факультета ПГНИУ, директор педагогического колледжа №1, Станислав Красных полагает, что сегодняшние тренды в области подготовки рабочих профессий были заложены в 2013 году, когда Россия подключилась к движению WorldSkills. Чтобы войти в проект, необходимо было перестроить систему профессиональной подготовки. В 2019 году в V открытом чемпионате «Молодые профессионалы Пермского края» участвовали почти 400 конкурсантов от 18 до 22 лет по 48 компетенциям. По рейтингу регионов чемпионатного цикла в 2019 году край занял 14-е место, поднявшись на 11 пунктов по сравнению с предыдущим периодом.

«Думаю, что к 2024 году все учреждения Прикамья должны перейти на эту систему оценки квалификации. Федеральное правительство подготовило перечень наиболее востребованных профессий и специальностей, в рамках региона тоже расставлены акценты»,— отметил эксперт.

Инициативы государства направлены на то, чтобы работодатели вернулись к практике оказания шефской помощи учебным заведениям профобразования. В середине апреля проблема дефицита рабочих кадров обсуждалась на Пермском инженерном форуме, в котором приняли участие топ-менеджеры крупнейших компаний региона. Предприятиям было рекомендовано активнее инвестировать в программы подготовки специалистов. «Считаю кадровый дефицит высококлассных специалистов основным препятствием для развития производства на территории края, да и в России в целом. Сейчас государственно-частное партнерство в сфере подготовки кадров должно выйти на первый план: мы должны сообща создать механизм ускоренной подготовки специалистов»,— озвучил позицию региональной власти губернатор Дмитрий Махонин.

Заместитель декана факультета профессио­нальной переподготовки НИУ ВШЭ — Пермь Илона Колос отмечает, что наиболее распространенным инструментом взаимодействия учебного заведения и промышленного предприятия в настоящее время является проектная деятельность. Компания определяет для себя некую рабочую задачу или проблему для исследования, которую предлагает решить непосредственно силами обу­чающихся. Слушатель в процессе обучения, при помощи наставничества как со стороны преподавателя, так и со стороны компании, выполняет работу, получая практические навыки и опыт. Готовый проект ложится в основу будущего портфолио выпускника программы ДПО.

По мнению ученого, пандемия, вызвавшая глобальный переход на удаленную работу, значительно поменяла рынок труда в регионе: у человека появилась возможность, не меняя своего местоположения, работать на любом предприятии, вне зависимости от его территориального расположения. Как результат — обострение проблемы кадрового дефицита. В такой момент происходит переориентация бизнеса при поиске персонала в сторону вузов, а не кадровых агентств. Сами предприятия в этом тренде играют ведущую роль.

Практика дуализма «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» начинает формировать собственный кадровый потенциал практически со школьной скамьи, взяв шефство над 23 школами, расположенными в районах, где ведет добычу. Подготовку рабочих кадров для отрасли ведут Краевой политехнический колледж в Чернушке, Пермский нефтяной колледж и Соликамский автодорожно-промышленный колледж. «В Чернушке мы впервые применили практику дуального образования, это позволяет выпускникам быстро встроиться в работу на производстве. Практику ребята проходят в цехах и подразделениях под кураторством действующих специалистов»,— поясняет кадровую политику заместитель генерального директора по управлению персоналом «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Игорь Плотников.

Такое же сотрудничество, но уже с научным уклоном, выстроено между ЛУКОЙЛом и пермскими университетами: ПНИПУ и ПГНИУ. При поддержке нефтяников в «политехе» было открыто несколько лабораторий и учебных аудиторий с современной компьютерной техникой, где действует модель инженерно-технологической службы (точно такая же, как на объектах «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ» в Полазне, Осе, Чернушке). Такая практика позволяет студентам следить за картиной производства в режиме реального времени и решать конкретные задачи, поставленные перед ними инженерами предприятия.

На территории края действуют Институт нефти и газа и научно-образовательный центр «Геология и разработка нефтяных и газовых месторождений». Одна из задач этих структур — вовлечение студентов в научную деятельность. Ежегодно эксперты рассматривают до 30 студенческих научных работ. Кроме того, в ПНИПУ была создана базовая кафедра «Инновационные технологии добычи нефти и газа». Каждый год штат предприятия пополняется в среднем на 60 человек.

В «ОДК — Пермские моторы» подтверждают, что реализация проекта дуального обучения продолжается: ежегодно высококвалифицированными специалистами становятся выпускники Пермского авиационного техникума им. Швецова и Пермского техникума промышленных и информационных технологий им. Б. Г. Изгагина. На аэрокосмическом факультете ПНИПУ работает базовая кафедра «Газотурбинные технологии». Ее основная задача — готовить высококвалифицированных специалистов для «Пермских моторов». Каждый год студенты специальности «Технология машиностроения» получают дополнительную специализацию «Технология авиадвигателе­строения». «Предприятие плотно взаимодействует со школами: ежегодно среди старшеклассников проводится конкурс „Построй карьеру в ОДК“, региональный тур многопрофильной инженерной олимпиады „Звезда“, а также профпробы и экскурсии в цеха завода»,— отмечают в пресс-службе компании.

На базе «Протон-ПМ» (входит в интегрированную структуру НПО «Энергомаш» госкорпорации «Роскосмос») в 2016 году совместно с Пермским авиационным техникумом им. А. Д. Швецова был открыт центр дуального образования, на площадке которого проводятся корпоративные чемпионаты по стандартам WorldSkills. За время работы 70 студентов обучились по дуальной модели, 60% трудоустроились на предприятия после обучения, 61 учащийся получил рабочую профессию.

Ключевым образовательным партнером предприятия является также техношкола в микрорайоне Новые Ляды, формат взаимодействия с которой определяется ежегодным планом проф­ориентационной работы.

Год назад в Перми открылся Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) для ускоренного профессионального обучения, подготовки и переподготовки по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям. Центр работает на базе Пермского радиотехнического колледжа. ЦОПП интегрирован в электронную пермскую образовательную систему (ЭПОС) и использует ее в качестве обучающей платформы. Для слушателей было разработано 39 образовательных программ, 30 организаций включено в сетевое взаимодействие с ЦОПП. Около 700 человек прошли переобучение и повышение квалификации по заказу предприятий и образовательных учреждений: ООО НПП «ТИК», АО «Редуктор ПМ», ООО «Сервисный центр» (Киров), ПАО «Ростелеком» (Ханты-Мансийск), ПАО «Ростелеком» (Пермь), ООО «Файберсвязьстрой» (Пермь), школы Перми и Пермского края. В текущем году планируется обучить более 20 тыс. человек.

Служба исследований hh.ru проанализировала более 55 тыс. резюме жителей Пермского края и выяснила, как изменилась кадровая ситуация по сравнению с прошлым годом. Наиболее яркую динамику продемонстрировали представители профессиональной сферы «Рабочий персонал»: количество резюме в марте 2021 года выросло на 39% к марту прошлого года. «Рабочие профессии действительно становятся популярнее, и не только в нашем регионе: по стране в целом количество резюме рабочих тоже выросло — на 31%»,— отмечает Оксана Сидлецкая, руководитель «hh.ru Урал».

Татьяна Власенко

Вся лента