Просвещение вживую
Как пандемия изменила рынок образовательных услуг в Перми
Во время локдауна в 2020 году сфера просвещения претерпела кардинальные изменения. В самом сложном положении оказались учреждения дополнительного образования, чьи программы ориентированы на прикладные занятия, которые трудно проводить удаленно. Организации допобразования в области искусства и спорта, по мнению экспертов, никогда не смогут полностью перейти на дистант. В краевом министерстве образования и науки считают, что этот рынок может расшириться и наравне с традиционными кружками и секциями появятся новые услуги, которые будут предоставляться только в онлайн-формате.
Вынужденный переход на дистанционное обучение в 2020 году совершили не только школы, средние специальные и высшие учебные заведения, но и учреждения дополнительного образования. В министерстве образования и науки Пермского края отмечают, что последние столкнулись с большими сложностями при переходе на новый формат, но все без исключения справились с этой работой.
Сейчас, по данным министерства, в Пермском крае функционирует 156 учреждений дополнительного образования. Услуги предоставляются по следующим направлениям программ: естественно-научная; физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, техническая. По всем направлениям работают 63 организации, 68 учреждений специализируются на художественном направлении, 23 — на спортивном, два — на техническом.
Данный вид услуг предоставляют также дошкольные образовательные организации, общеобразовательные и профессиональные образовательные учреждения.
Общая численность детей и молодежи, охваченных образовательными программами дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет, в первом квартале 2021 года составляла 320,4 тыс. человек (77% населения этой возрастной группы).
В министерстве образования сообщили, что количество учреждений допобразования из-за пандемии не сократилось, не уменьшилось и количество обучающихся.
«Такие организации являются бюджетными или автономными учреждениями и финансируются за счет бюджетов муниципальных образований. Работа не была приостановлена, педагоги получали заработную плату, дети — услуги дополнительного образования»,— пояснили в министерстве.
Лицензию на оказание услуг дополнительного образования имеют также более ста частных организаций и ИП, но по ним региональное ведомство статистику не ведет.
Игра в Zoom Для того чтобы занятия продолжались, учреждения перешли на новые формы обучения. Так, Центральная детская школа искусств Пермского государственного института культуры (ЦДШИ ПГИК) на время локдауна прошлой весной существенно перестроила свою работу. Теоретические занятия проводились в Zoom, индивидуальные — как в Zoom, так и с помощью видеозвонков в Viber или WhatsApp, также на сайте ПГИК в разделе школы выкладывались задания для каждого класса.
Наибольшие трудности, по словам директора ЦДШИ Марины Окуневич, возникли с теми дисциплинами, которые связаны с игрой на музыкальных инструментах.
«Какими бы хорошими ни были средства связи, подлинного звучания инструмента они передать не могут. Хуже всех здесь пришлось тем, кто играет на духовых и струнных инструментах»,— рассказала госпожа Окуневич.
Претерпел изменения и учебный план хореографических дисциплин: в целях безопасности учащиеся выполняли дома только несложные упражнения, чтобы сохранить форму. Элементы, которые необходимо отрабатывать в непосредственном контакте с преподавателем, были на время исключены из программы. На отделении «Живопись» в этом плане было проще — у преподавателей даже дистанционно была возможность контролировать и, в случае необходимости, корректировать работу ученика.
Осложнило ситуацию разрешение властей соблюдать режим самоизоляции не только в квартире, но и на даче: учащимся, которые находились в наиболее отдаленных районах, стало сложнее подключаться к онлайн-занятиям.
«Но несмотря на все это, мы смогли эффективно организовать учебный процесс и завершили год в соответствии с планом. Более того, мы даже осуществили первый выпуск в таком формате, организовав дистанционную итоговую аттестацию»,— рассказала Марина Окуневич.
Руководитель школы искусств видит и положительные моменты в освоении новых форматов обучения. «Возможно, традиционная форма урока в какой-то степени наскучила детям, а технологии помогли сделать образовательный процесс более интересным,— говорит госпожа Окуневич.— К тому же проведение родительских собраний в Zoom значительно увеличило „явку“ родителей. Даже в этом году, когда школа работает в обычном режиме, мы продолжаем эту практику, так как это удобно для родителей».
Кроме того, после временного перехода на онлайн-обучение институт обновил техническую базу школы. Теперь, если возникает такая необходимость, преподаватели могут вести дистанционные занятия не из дома, а выходить на связь с учениками из школьных кабинетов.
Спортивные школы во время ограничений тоже старались компенсировать отсутствие очных тренировок дистанционными занятиями. Например, тренеры отделения футбола Академии игровых видов спорта Пермского края стали задавать юным футболистам домашнее задание и обучать тактике игры через Zoom. Сами тренеры тоже участвовали в онлайн-семинарах с иностранными специалистами.
Частные учреждения дополнительного образования на время приостанавливали свою работу.
«Прошлой весной пришлось закрыться. Сначала мы думали, что меры ненадолго и мы вновь откроемся в ближайшее время. В июне начали работать онлайн и испытывать различные интернет-ресурсы для проведения дистанционных уроков. Учиться пришлось с нуля»,— делится директор студии детского творчества «Галерея» Наталья Пахорукова.
Частникам также пришлось труднее в финансовом плане. Госпожа Пахорукова сообщила, что летом ее организация несла серьезные убытки. «Не было работы, зарплаты, клиентов. Мы боялись потерять даже студию»,— рассказывает директор студии. Точную сумму потерь глава «Галереи» не назвала. Сейчас, по ее словам, доходы организации постепенно возвращаются на докарантинный уровень.
Дело в технике Руководители учреждений уверены, что полный переход дополнительного образования на удаленный режим невозможен.
«Данных шагов требовала ситуация. Но, конечно, уровень подготовки при таких занятиях заметно падает. Если говорить конкретно о спорте, то, может быть, тем, кто занимается индивидуальными его видами, проще, но мы в таком режиме долго бы существовать не смогли. Дома можно отрабатывать технику, но футбол — командная игра, поэтому важно постоянно взаимодействовать с другими игроками»,— отмечает руководитель отделения футбола краевой Академии игровых видов спорта Сергей Краев.
С ним соглашаются и представители организаций допобразования в сфере искусства.
«Дистант никогда не заменит очного урока. Уроки в Zoom, например, у нас проводятся и сейчас, параллельно с настоящими занятиями „вживую“. Но это скорее способ закрепить знания, поддержать ребенка, когда он вынужден пропустить по болезни или в связи с отпуском. Но наступает момент, когда нужно научить новой технике. Дистанционно это сделать или совсем невозможно, или потребуется в несколько раз больше времени, чем на очном уроке»,— поясняет Наталья Пахорукова.
По мнению Марины Окуневич, занятия, связанные с изучением теоретического материала, можно вести дистанционно и даже несколько разнообразить их за счет этого. «Но практическая часть предполагает тесную работу учителя и ученика, и она однозначно должна оставаться очной»,— полагает директор Центральной детской школы искусств ПГИК.
В министерстве образования Пермского края также считают, что дистанционный формат занятий не заменит живого общения.
«Однако организации получили колоссальный опыт, и теперь есть большая вероятность того, что сейчас появятся новые услуги допобразования, которые будут предоставляться детям только в дистанционном формате, но, конечно, не взамен очных»,— резюмировали в ведомстве.