Алкосети расставили по запросу
Производство алкогольной продукции в Сибири сокращается, вместе с тем продажи спиртного, наоборот, растут
Производство алкогольной продукции в Сибири сокращается: в первом квартале 2021-го оно снизилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 10%. Вместе с тем потребление спиртных напитков населением, наоборот, растет. Спрос на алкоголь стимулировала изоляция и отсутствие других развлечений, считают эксперты. Увеличивается и количество магазинов, торгующих алкоголем: динамика их роста по округу достигла 50% год к году. Причина снижения производства, по мнению участников рынка, связана с повышением акцизов с 1 января 2021 года.
В первом квартале 2021 года на территории Сибири компаниями произведено алкогольной продукции (за исключением пива и пивной продукции) в объеме 1,6 млн дал, что меньше объема аналогичного периода прошлого года на 10%, сообщили в Росалкогольрегулировании. Больше всего сократился выпуск ликероводочной продукции (с содержанием спирта более 25%) — на 34% (до 70 тыс. дал), производство вина в то же время упало на 20% (до 237,5 тыс. дал), водки снизилось на 6% (до 1,3 тыс. дал). Положительная динамика отмечена только в производстве спиртных напитков свыше 9% (в том числе настоек, вермута, джина, рома и др.): объем этого сегмента в первом квартале вырос сразу в 4,5 раза, до 1,7 тыс. дал.
Основной объем производства в округе приходится на трех производителей: «Омсквинпром» (входит в Алкогольную сибирскую группу), АО «Сибирский ликерно-водочный завод» и ООО «Кахети». Суммарно, по оценке ведомства, доля этих компаний в общем объеме производства по округу превышает 60%.
Причина снижения производства алкоголя в Сибири, по мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадима Дробиза, в повышении акцизов на алкоголь. Так, ставка на продукцию с долей этилового спирта свыше 9% с начала года увеличились на 4% по сравнению с предыдущим годом — до 544 руб. за литр. Ставка акциза на алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9% выросла на 3,9% и теперь составляет 452 руб. за литр спирта. Для вин, фруктовых и ликерных вин она проиндексирована на 3,2% — до 32 руб. за литр.
У производителей вин дополнительная статья расходов появилась в том числе за счет повышения акцизов на сырье — виноградного и фруктового сусла на 3,3%, до 31 руб. за тонну. «Производители до повышения — в четвертом квартале 2020 года — выпустили продукции больше и теперь просто распродают запасы. А потребление таких напитков осталось на прежнем уровне»,— объясняет господин Дробиз. По данным Росалкогольрегулирования, в четвертом квартале 2020 года предприятиями Сибири произведено алкогольной продукции в объеме 2,4 млн дал.
Сокращение производства винной продукции в Сибири также связано с запретом на использование импортных виноматериалов в России. 26 июня 2020 года вступил в силу закон о виноградарстве и виноделии. Он предусматривает требования к маркировке, производству и продаже вина. Согласно документу, российское вино должно быть произведено на 100% из отечественного винограда. Напитки из иностранного виноматериала могут называться лишь «виноградосодержащими», на бутылках и на полках должна быть надпись «Не является вином». «По этой причине мы видим снижение производства вина, многие компании испытывают дефицит в компонентах. Никаких серьезных запасов продукции на 2021 нет. Будем ждать, когда на рынке игристых закончится российский виноматериал. Ждать осталось недолго»,— полагает Вадим Дробиз.
Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович считает, что в 2021 году предприятия продолжат сокращать производство вина. Пандемия и связанное с этим закрытие ресторанов и баров влияния на снижении производства в то же время не оказали. По оценке эксперта, доля продаж через HoReCa в округе не превышает 4%.
Дешевое подстегнуло спрос
Несмотря на сокращение производства алкогольной продукции в Сибири, объем розничной продажи спиртного (без пива и пивной продукции) в первом квартале 2021 года вырос на 2% и составил 32,9 млн дал, посчитали в Национальном союзе защиты прав потребителей.
Значительно увеличились продажи слабоалкогольных напитков (с содержанием спирта не более 9%): в январе—феврале 2021 года динамика составила 43,1% (до 1,2 млн дал). Шампанского в первом квартале продано на 13% больше (всего 2,7 млн дал), коньяка — на 5,5% (1,9 млн дал), вина — на 4% (до 7,8 млн дал), водки — на 3% (11,3 млн дал).
Основными факторами, повлиявшими на структуру и динамику рынка в прошлом году, стали карантинные ограничения в период наиболее острой фазы пандемии и экономический кризис, вызванный COVID-19, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Потребление алкоголя стимулировала изоляция и отсутствие других развлечений. «Кроме этого, в весенние месяцы 2020 года, когда страна находилась на жестком карантине, многие закупали дешевые сорта водки в качестве простейшего дезинфицирующего средства. Впрочем, это оказало на рынок достаточно кратковременное влияние. В целом же, помимо того, что немалую часть года жители страны в целом и Сибири в частности были ограничены в возможности передвигаться, находились на самоизоляции, столкнулись с изменением графика отпусков и рабочего режима, значительное влияние на структуру потребления алкоголя оказало снижение реальных располагаемых доходов населения»,— полагает эксперт.
В условиях заметного падения покупательной способности многие были вынуждены сместить свои приоритеты в экономсегмент, что привело к снижению потребления более дорогих напитков (коньяков, вин и т.п.) и росту потребления более дешевых, подчеркивает Алексей Коренев. Аналогичная картина наблюдается не только в Сибири, но и в других федеральных округах. «Ждать существенных изменений в части объемов и структуры потребляемых спиртных напитков ближайшее время не приходится. Не до конца понятно, как будет протекать борьба с коронавирусом и какое воздействие это окажет на экономику и общество. Но как только положение дел в отечественной экономике начнет меняться к лучшему, спрос на более дорогую продукцию начнет постепенно возвращаться»,— считает спикер.
Пока же производители вынуждены сдерживать цены. «На полках продолжаются ценовые войны, 90% рынка водки сосредоточено в очень узком ценовом интервале сегментов „мейнстрим“ и „эконом“. Мы также видим, что продолжается консолидация рынка и рост ключевых топ-10 игроков. Усиливается конкуренция за место на полке, за то, как представлен бренд, каким ассортиментом. Компании борются не только за то, как заставить купить первый раз, но и как удержать своего потребителя. Эту конкуренцию способны выдержать далеко не все производители»,— прокомментировал генеральный директор Алкогольной Сибирской группы (АСГ) Сергей Лебедев.
Выросли на карте
Вместе с продажами алкогольной продукции в регионах Сибири выросло количество магазинов, реализующих спиртное. По данным сервиса 2ГИС, в Новосибирске сегодня всего 904 алкомаркета, в Омске — 898, а в Красноярске — 780. В Новосибирске число точек только за прошлый год выросло на 55%. «Динамика в основном определена заходом в регион крупных федеральных сетей, в частности „Красное & белое“, а также стремительным увеличением количества магазинов разливного пива. Сейчас ЕГАИС насчитывает около 880 таковых магазинов в Новосибирске. Среди крупнейших сетей, реализующих пиво, стоит отметить такие, как „Медный великан“ — насчитывает уже 132 заведения, Kruger Haus — 77 единиц, „Ячменный солод“ и „Кега“ — по 11 единиц»,— приводит данные ГК «Финам»
Сеть фирменных магазинов Kruger Haus в январе 2021 года открыла в Новосибирске 68 новых магазинов, на счету алкомаркета «Алкостресс» к октябрю прошлого года было уже 11 новых точек вместо одной на начало года. Сеть магазинов у дома «Бристоль» с двух магазинов в марте 2020-го выросла до 21 в январе 2021 года. Сеть «Красное & белое» за год открыла 25 новых магазинов, салон алкогольной продукции «Сомелье» с марта 2020-го прирос на десять точек, магазин разливных напитков «Загляни на минутку» с пяти магазинов увеличился в ноябре до десяти.
Рост числа алкомаркетов эксперты объясняют увеличением торговых площадей. После пандемии высвободилось значительное количество помещений, которые были покинуты магазинами непродовольственных товаров и заведениями общепита, не выдержавшими издержек. «В целом динамика открытия новых алкомаркетов в Сибири отображает общероссийскую тенденцию — ежегодный прирост этого сегмента составляет около 50%. Только за прошлый год сеть „Красное & белое“, к примеру, увеличила количество точек со 113 до 183 в России. Аналогичная ситуация у „Бристоля“»,— говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По словам эксперта, алкосети оказались наиболее устойчивыми к вызовам экономики в период пандемии. Доля этого рынка продолжит рост, при этом продажи алкоголя через гипермаркеты и дискаунтеры будут сокращаться. «Это объясняется тем, что традиционные офлайн крупные магазины наращивают продажи через доставку, в которую алкоголь не входит ввиду законодательства»,— добавляет Михаил Бурмистров.
Согласно расчетам аналитиков, тенденции на сибирском рынке алкомаркетов в ближайшие годы сохранятся: этот формат продолжит расти, так же, как и покупки продуктов по скидкам и выгодным акциям.