Кузова родины
В России обнаружилась острая нехватка грузовиков
Как выяснил “Ъ”, купить коммерческий автомобиль в России становится сложнее, чем легковой. Рынок столкнулся с серьезным дефицитом на фоне проблем автопрома с поставками комплектующих, в том числе чипов, а также отложенного спроса и роста сегмента онлайн-торговли. Уже сейчас ближайшие сроки поставки машин — через несколько месяцев, а некоторые компании и вовсе принимают заказы на 2022 год.
Грузовики и LCV на российском рынке законтрактованы на несколько месяцев вперед, следует из проведенного “Ъ” опроса производителей и импортеров.
Так, на АвтоВАЗе говорят, что на складах просто нет свободных машин корпоративного сегмента: они выпускаются только под твердые контракты с клиентами, и производство загружено на два месяца вперед. Самая острая ситуация с семейством Lada Largus, дефицит вызван «большой востребованностью в первую очередь среди корпоративных клиентов». У грузовой Isuzu шасси законтрактованы на несколько месяцев вперед, говорит гендиректор компании Фабрис Горлье, отмечая особенно активный спрос на малотоннажные и среднетоннажные шасси.
В «Соллерсе» не уточняют, на какой период заказаны автомобили, говоря лишь об устойчивом спросе как на модельный ряд LCV УАЗа, так и на Ford Transit. «Многие бизнесы возобновили закупки после перерыва, обусловленного пандемией»,— поясняют в компании, отмечая и влияние на спрос ограничения программы льготного автолизинга (см. “Ъ” от 20 апреля). Продажи Ford Transit с начала года выросли на 62%, что «потребовало запуск дополнительных мощностей в Елабуге». Что касается УАЗа, то компания ожидает роста продаж за год на 17,5%.
На складе «Аларм-Моторс» в наличии «небольшой объем Ford Transit и УАЗов». Предложение ограничено из-за необходимости своевременного исполнения крупных контрактов, перенесенных с 2020 года, уточняет дилер. До конца года дилерская сеть будет испытывать легкий дефицит по Ford Transit, считают там: производство распланировано до конца сентября. По УАЗу ситуация несколько лучше, но по ряду модификаций заказы принимаются на июль-август.
У ГАЗа дефицит возможен по отдельным модификациям «в связи со сложностями в обеспечении ритмичности поставок комплектующих из-за санкций». Региональный дилер LCV ГАЗа утверждает, что по ряду моделей «небольшие запасы», но есть и дефицитные позиции: «Предложение сократилось в связи с переходным периодом из-за обновления». В мае ГАЗ планирует запустить в серию «Газель NN». По мнению дилера, удовлетворить спрос удастся «не ранее чем через три-пять месяцев».
Бенефициар самарского автохолдинга «Премьера» Владимир Сипко говорит, что предложение сократилось по всем моделям: «Тему доставки, особенно малотоннажным транспортом, всколыхнула пандемия, поэтому есть дефицит, в частности на VW Multivan, Crafter и Transporter, даже на Citroen».
Концерны объясняют проблемы нехваткой комплектующих.
Аналогичная ситуация в грузовом сегменте. В Volvo Trucks говорят, что на заводе в Калуге портфель заказов «полон» на ближайшие месяцы: «Это связано как с отложенным спросом, так и с переходом на производство нового модельного ряда. Наибольшим спросом пользуются седельные тягачи для магистральных и региональных перевозок, но растут заказы и на технику строительного назначения».
Производство у Mercedes-Benz Trucks Russia законтрактовано на все лето. Одной из причин дефицита стала реновация парков крупными клиентами. В «ФАВ-Восточная Европа» также говорят о дефиците: контракты подписываются с условием поставки через один-два месяца. В компании к списку причин добавляют планируемое властями повышение утильсбора.
У Scania законтрактована большая часть поставок в 2021 году. Дефицит наблюдается почти во всех сегментах, говорят в компании, но больше всего требуются самосвалы, техника для коммунальной и лесозаготовительной отраслей. У КамАЗа заказы идут на сентябрь, там отмечают, что росту заказов способствует отложенный спрос, господдержка и проблемы с поставками у зарубежных игроков.
Из-за приостановки производства полупроводников и некоторых других комплектующих срок ожидания тягачей в текущем году сильно увеличился, сказал “Ъ” директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в РФ Эдуард Миронов:
«Безусловно, одну-две единицы получить в течение двух-трех месяцев возможно, но срок ожидания больших партий тягачей европейских производителей составляет от четырех месяцев».
Многие производители предлагают поставки на конец 2021 года или уже на 2022 год, добавляют в ГК «Деловые линии».
«Не имея заранее согласованных договоренностей, производитель сможет удовлетворить спрос на тягач и прицеп уже только во втором-третьем квартале 2022 года»,— утверждает гендиректор Globaltruck Илья Саттаров. По его мнению, иностранные производители «недооценили темпы восстановления спроса», поэтому многие транспортные компании действительно переходят на КамАЗы.
По словам Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», покупатели LCV и грузовиков уже осознали, что срочно машину уже можно и не купить, и начинают планировать заказы заранее. Каникулы, на которые уходят на майские праздники автоконцерны, в такой ситуации формально выглядят «не очень логичными», признает эксперт. Однако, добавляет он, простой может быть призван смягчить дисбаланс нехватки комплектующих.