К столу подадут гарантии
Башкирские продукты хотят маркировать по-новому
Министерство торговли и услуг Башкирии нашло новый метод продвижения местных производителей. Помимо уже существующего знака «Продукт Башкортостана», пищевые продукты предлагается маркировать дополнительным знаком «Гарантия Республики». Продукты, претендующие на такую маркировку, по словам министра торговли Алексея Гусева, должны относиться к премиум-сегменту и пройти пять этапов отбора, в том числе «народную дегустацию». Минторговли уже разработало визуальное оформление знака. Опрошенные „Ъ“ предприниматели считают, что польза от новой маркировки будет только в одном случае: если власти республики вложатся в рекламу производителей.
Министерство торговли и услуг Башкирии опубликовало порядок добровольной маркировки пищевых продуктов знаком «Гарантия Республики» на портале для обсуждения нормативных правовых актов. Как следует из описания документа, проект разработало министерство торговли и услуг Башкирии. В минторговли считают, что новая маркировка поможет удовлетворить спрос населения на качественные пищевые продукты. Увидев этот знак, покупатели поймут, что продукт изготовлен из натурального продовольственного сырья и обладает высокими вкусовыми качествами, говорится в документе. Жителям республики предлагается внести свои предложения к проекту. Обсуждение продлится месяц: с 26 апреля по 24 мая.
«Гарантия Республики» выглядит как перевернутый qr-код, стилизованный под башкирский орнамент, голубого цвета с желтыми и серыми элементами.
Маркировать знаком «Гарантия Республики» можно будет только сертифицированную продукцию, произведенную юрлицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Башкирии. Выдавать разрешения на маркировку будет минторговли после пятиступенчатой системы отбора. Первый этап подразумевает проверку документов претендента, второй — инспекцию производственной площадки, третий — лабораторные исследования продукции в ГКУ «Испытательный центр», а четвертый и пятый этапы — дегустации. Сначала вкусовые качества продукции должны будут оценить члены комиссии министерства, а затем — жители республики в рамках «народной дегустации». Производителю, прошедшему все этапы, выдадут диплом и право маркировать продукцию в течение года с обязательством пройти повторные лабораторные испытания через полгода.
Знак «Гарантия Республики», согласно положению, можно будет размещать на самом изделии, таре, этикетке, ценниках, вывесках и использовать в рекламе.
С лета прошлого года был запущен сайт «Гарантии Республики», на котором размещены примеры маркировки продукции.
Министр торговли и услуг Башкирии Алексей Гусев сказал “Ъ”, что в настоящее время разработана концепция, визуализация и дорожная карта проекта, но финансирования еще нет. Минторговли рассчитывает получить бюджетные средства, чтобы «использовать механизм зонтичного бренда и активно рекламировать продукцию республиканских производителей». Необходимую для рекламы сумму и количество производителей, которые смогут претендовать на маркировку, министр назвать отказался. Господин Гусев обозначил, что разрешений на знак «Гарантия Республики» будет выдано меньше, чем на знак «Продукт Башкортостана» (500 производителей.— “Ъ”). По его словам, новой маркировкой обозначат товары из «VIP-сегмента», например сыр. «Любая маркировка увеличивает стоимость продукции. Брендировать, например, картошку смысла нет, она итак продается. Мы больше настроены на товары неэластичного спроса»,— сказал Алексей Гусев.
Предприниматель, учредитель ООО «Архангельские варенья» (производит медовуху) Азамат Галин отметил, что польза от новой маркировки будет, если власти, по аналогии с «Продуктом Башкортостана», будут продвигать за бюджетный счет производителей на различных российских выставках. «Внутри региона, к сожалению, это не работает»,— считает он.
Директор ООО «Башкирские пасеки+» (производит мед) Сергей Мулюков также заявил, что предпринимателям помогает не маркировка, а действия властей в продвижении продукции: организация стендов на выставках, встреч с ритейлерами, телепередачи с упоминанием местной продукции. «Маркировка — это дополнительные расходы. „Продукт Башкортостана“ не дал нам никакого конкурентного преимущества. Покупателю все равно, дополнительную ценность он не увидел в этом»,— сказал он. По словам предпринимателя, чем дешевле продукт, тем невыгоднее его маркировать. Самый бюджетный способ маркировки — встроить знак в дизайн этикетки, более дорогой — клеить на продукт отдельную наклейку со знаком (от 10 до 50 коп. за шт.).
Управляющий торговой сетью «Байрам» Павел Антипин сообщил, что знаком с концепцией новой маркировки. «Думаю, это позволит нашей продукции активнее продаваться за пределами республики,— считает он.— Исходя из моего опыта, могу сказать, что покупатели обращают внимание на знак. „Гарантия Республики“, как я понимаю, будет означать премиальную, лучшую продукцию, за которую не стыдно».
Уполномоченный по правам предпринимателей в республике Флюр Асадуллин считает, что чем больше знаков, тем сложнее покупателю в них ориентироваться. «Любая классификация может помочь потребителям, если она общепризнанная и проверенная временем. Но республике нужно сосредоточиться и раскручивать что-то одно, чтобы добиться доверия и признания людьми этого знака»,— полагает он.