Торгцентры приманили москвичей
Посещаемость объектов выросла перед праздниками
Приближение майских праздников и хорошая погода в середине апреля помогли московским торгцентрам увеличить поток покупателей. В течение трех недель Shopping Index (отражает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) объектов был менее чем на 15% ниже докризисных значений. Продажи ряда ритейлеров даже показали рост, но положительную динамику могут нивелировать майские праздники, в период которых россияне редко ходят за непродовольственными товарами.
Последние три недели Shopping Index демонстрировал устойчивую положительную динамику. Впервые с начала года в Москве показатель был ниже докризисного уровня 2019 года менее чем на 15%. Такие данные приводят в Watcom Group. Так, на 29 марта — 4 апреля разрыв был 11,4%, на 5–11 апреля разница нивелировалась до 7,9%, а 12–18 апреля — 14,9%. Ранее падение Shopping Index оценивалось в 20–30%. Позитивную динамику президент Watcom Group Роман Скороходов связывает с предстоящими майскими праздниками, в преддверии которых москвичи стали активнее ходить за покупками. Одновременно на поведение потребителей могла повлиять теплая погода в середине месяца, стимулировавшая чаще выходить из дома.
Большинство собственников качественных ТРЦ Москвы отмечают существенное улучшение ситуации с посещаемостью, подтверждает директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина.
Некоторые ритейлеры, по словам эксперта, уже нарастили выручку к 2019 году, восстановление наблюдается и в развлекательном сегменте. Руководитель отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько отмечает, что продажи у сетевых fashion-операторов растут до 10% относительно аналогичного периода 2019 года. По ее словам, потребительская активность в целом демонстрирует рост: ее поддерживает стабилизация ситуации на рынке труда, доходов населения и вывод на рынок накоплений, которые часть россиян сделали за прошлый год на фоне ограничений.
Михаил Уржумцев, гендиректор Melon Fashion Group, в интервью “Ъ”, март 2021 года
Потребители приходят в торговые центры за покупками, а не просто погулять
Эти тезисы подтверждают данные сетей. В OR Group (бывшая «Обувь России», владеет брендами Westfalika, «Пешеход», Rossita, Emilia Estra) заметили рост трафика в апреле на 12–15%, по сопоставимым магазинам продажи достигли 2019 года. В Decathlon тоже отмечают положительную динамику продаж, связывая это с теплой погодой и началом сезона активного отдыха на природе. В ювелирной сети Adamas зафиксировали скачок трафика 24 и 25 апреля на 20% к средним показателям — сразу после объявления длинных выходных на майские. «Это было особенно заметно на фоне низкой посещаемости будних дней, вызванной холодной и дождливой погодой в конце апреля»,— говорят в компании.
Президент Baon Илья Ярошенко говорит, что посещаемость магазинов сети в апреле остается ниже уровней 2019 года, но доля целевого трафика постепенно возвращается к докризисной: люди перестают бояться ходить в торговые центры и начинают посещать их не только ради покупок. «В ближайшие месяцы трафик действительно будет восстанавливаться, но удерживать выручку достаточно сложно»,— отмечает он. По словам господина Ярошенко, покупатели в своей массе ждут скидок, но объем заказанного товара не позволит оправдать эти ожидания. Постепенно восстановление активности покупателей уже влияет и на заполняемость торгцентров: директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева по итогам первых четырех месяцев 2021 года отмечает замедление роста вакантности объектов.
Аналитик Cushman & Wakefield Евгения Сафонова прогнозирует, что пока посещаемость московских торгцентров останется на уровне 90–95% от докризисной.
Полное восстановление активность покупателей сдерживают высокие темпы развития онлайн-торговли, а часть населения старается избегать посещения общественных пространств, указывает она. В OR Group добавляют, что длинные выходные в мае негативно отразятся на всей непродовольственной рознице. С этим соглашаются в Adamas, ожидая, что сезонный спад нивелирует апрельский всплеск. По мнению Ильи Ярошенко, в осенне-зимнем сезоне восстановление бизнеса одежных сетей будут сдерживать логистические проблемы: с наступлением пиков отгрузок из Азии в Россию ситуация с доставкой товара может ухудшиться.