Экскаваторы вытянули спрос
Рынок спецтехники вырос на четверть в первом квартале
Продажи дорожно-строительной и спецтехники в первом квартале вышли в плюс сразу на 26,4%. Устойчивому росту после довольно скромной динамики прошлого года способствовали как рыночные факторы в виде отложенного спроса, так и ажиотаж на фоне объявленных Минпромторгом планов значительно повысить сбор на такую технику. Дальнейшая ситуация на рынке, по мнению Ассоциации европейского бизнеса, будет зависеть именно от решения по утильсбору: в случае его резкого роста продажи пойдут вниз.
Российский рынок дорожно-строительной и спецтехники в январе—марте вырос на 26,4%, почти до 3,7 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (учитывают данные импортеров и представляют около 80% сегмента). Это лучше, чем в прошлом году, когда за первые три месяца рынок вырос на 8%.
Отрицательную динамику показали лишь продажи в дорожном сегменте.
Так, на 24,1% сократилась реализация гусеничных асфальтоукладчиков (41 штука), пневмоколесных катков — на 50%, до 3 штук, двухвальцевых вибрационных катков — на 40%, до 27 штук. При этом продажи таких одновальцевых машин в плюсе сразу на 61% (66 штук). Чуть менее активно — на 52,9%, до 136 машин,— выросли продажи самоходных грейдеров, на 50%, до 51 штук,— самосвалов с жесткой рамой, на 48,6%, до 55 штук,— сочлененных самосвалов. Среди экскаваторов наиболее активно рос сегмент колесных машин (на 38,2%, до 181 штуки), чуть медленнее — гусеничных (на 27,1%, почти до 1,2 тыс. штук) и экскаваторов-погрузчиков (на 29,8%, до 1 тыс. штук). На 18,4% выросли продажи гусеничных тракторов (290 штук), колесных погрузчиков — на 24,4%, до 280 штук, погрузчиков с бортовым поворотом — на 19%, до 332 штук.
Глава профильного комитета ассоциации гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов отмечает, что на рынок впервые одновременно повлияло большое число факторов, «которые очень плотно наслоились один на другой и в совокупности привели к значительному росту». Речь идет о накопившемся за время пандемии отложенном спросе, дефиците машин ввиду проблем у всех производителей с компонентами, логистикой и другими последствиями все еще продолжающейся пандемии, говорит он.
«Ну и, наконец, ажиотажная составляющая от Минпромторга: рынок испуган инициативой многократного увеличения утильсбора на все подряд, что привело практически к панической скупке складских машин. Поэтому в устойчивости этого тренда у нас большие сомнения. Мы верим в положительную динамику, но реализация планов регулятора потянет рынок вниз»,— указывает господин Комов.
Это сходится с опасениями, которые выражали участники отрасли “Ъ”, говоря о том, что рынок пойдет вниз после того, как решение о повышении сбора до трех раз будет принято.
При этом в аппарате правительства уже выразили готовность скорректировать размер повышения и даже представляли проект, согласно которому платеж может остаться неизменным для категорий: бульдозеры, экскаваторы мощностью более 65 л. с., колесные погрузчики, вилочные и фронтальные погрузчики свыше 50 л. с., катки и асфальтоукладчики более 100 л. с. Но финальное решение не было принято.
В 2020 году рынок спецтехники рос на 0,3%, до 13,8 тыс. машин. Это значительно медленнее, чем в 2019 году, когда продажи спецтехники увеличились на 12%. Но даже тогда объем рынка так и не достиг докризисных показателей 2012–2013 годов. Первый квартал в стабильном плюсе завершили и отечественные машиностроители: их продажи в деньгах выросли на 22%, до 10,2 млрд руб.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting ожидает роста рынка на уровне 5% по итогам года.
Он отмечает, что тот факт, что просели сегменты штучных машин, может быть связан с отсутствием по ним ощутимых складских запасов по ценам прошлого года.