Деревянному дому предложили подешеветь

Почему бизнес не оценил идею о скидке на домокомплекты для стимуляции спроса

Строительный рынок неоднозначно воспринял идею Минпромторга давать скидку на покупку домов из дерева. Аналитики и бизнес считают, что это вряд ли будет выгодно потребителям и производителям, но может вызвать очередной рост цен. 28 апреля “Ъ” сообщил об инициативе властей субсидировать дисконт в 10% на домокомплекты, стоимость которых не превышает 3,5 млн руб. Расходы бюджета чиновники оценили в 400 млн руб. в год. Почему рынку не нравится мера, которая призвана стимулировать спрос? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Евгений Лисицын, Коммерсантъ

Что нам стоит дом построить? Сначала нужно приобрести и расчистить участок, потом подвести коммуникации, купить деревянный домокомплект, доставить и смонтировать его. Словом, расходы выходят далеко за пределы 3,5 миллионов, обозначенных властями. Так что предложенный дисконт отнюдь не 10% и вряд ли заинтересует потребителей в массе своей, считает замгендиректора компании «KASKAD Недвижимость» Ольга Магилина: «Даже при максимальной цене домокомплекта в 3,5 млн руб. мы получаем 350 тыс. руб. С учетом стоимости земельного участка, подведенных к нему инженерных коммуникаций, строительства фундамента, транспортировки домокомплекта, его монтажа, возможно, отделки, сумма окажется очень далека от 10%. Возможно, это 2% или 3%, но скидка выходит не очень серьезная».

Домокомплект, если совсем просто, это своеобразный строительный конструктор, который содержит все необходимые элементы для быстрого возведения дома. По данным Минпромторга, в России его производством занимаются 62 компании. Они, по задумке властей, должны продать продукцию с 10% скидкой напрямую потребителю, а потом обратиться в министерство за компенсацией. Обычно между покупателем и производителем есть посредник в виде строительной компании, которая занимается возведением дома. Теперь получается, если гражданин захочет сэкономить, должен будет сам искать бригаду зодчих. Да и не все изготовители домокомплектов настроены на розницу, говорит владелец компании «АПС Домостроительный комбинат» Александр Кальсин: «Из 60 производителей, я думаю, что порядка 25-30 оказывают комплексные услуги. Все остальные, как правило, только производят и работают с дилерами и дистрибьюторами. Таким образом, люди помимо того, что получат достаточно небольшую скидку, еще и ограничат себя в поиске компаний, которые и произведут и смонтируют комплект».

По расчетам чиновников, ежегодно скидкой они будут стимулировать продажу от 1,5 до 2,5 тыс. домов. При том, что в 2020 году — во время строительного бума — было введено примерно 78 тыс. деревянных жилых объектов. В столичном регионе в лучшем случае половина рынка уложится в заданные властями лимиты. Компания Good Wood не из их числа, говорит ее основатель Александр Дубовенко, ведь цена вопроса слишком низкая. Но не исключено, что другие игроки найдут лазейку: «Мы работаем в чуть более дорогом сегменте. У нас доля домокомплекта не очень большая. Тем более, он и стоит у нас дороже. Я думаю, что половина подмосковных домов попадет в эти рамки. Более того, уверен, что компании исхитрятся и будут продавать комплект двумя частями. Допустим, продаем один первый этаж за 3,5 млн.

Дальше будет вопрос: можно ли два домокомплекта отдать одному человеку с субсидиями? Если нельзя, почему бы не продать мужу и жене? Тогда и лимит в 3,5 млн руб. не имеет смысла».

Интересно, что идея стимулирования продаж деревянных домов возникла в период бурного цветения рынка загородного строительства. “Ъ FM” уже рассказывал, что спрос в пандемический год увеличился вдвое. Следом за ним выросли и цены. А что с ними сделает скидка на домокомплекты? Весьма вероятно, только подтолкнет вверх, рассуждает учредитель экспертного клуба «Загородный девелопмент» Валерий Лукинов: «Рынок сейчас на самом деле перегрет с точки зрения цен.

Если мы дадим дополнительную скидку, то будет очередной этап взвинчивания цен. Они, по традиции, могут вырасти минимум на половину скидки».

Впрочем, возможно, скидка на деревянные дома найдет своего потребителя. Ведь по подсчетам аналитиков, в первом квартале года спрос на покупку земельных участков в России вырос почти в полтора раза. И все эти площадки нужно чем-то застраивать.

Вся лента