«Пессимистичные прогнозы не оправдались»
Вице-губернатор Кубани Игорь Галась — об экономических итогах 2020 года и планах на текущий год
Заместитель губернатора Краснодарского края Игорь Галась рассказал, как повлияла пандемия коронавируса на экономическую устойчивость региона, планах по мобилизации доходов в бюджет на 2021 год и о том, насколько изменится госдолг региона в текущем году.
Экономика Региона: Прошлым летом вы заявляли, что потери бюджета Кубани от пандемии достигнут 30 млрд руб. Оправдался ли этот прогноз?
Игорь Галась: Действительно, такие пессимистичные прогнозы в начале пандемии были, но, к счастью, они не оправдались. Хотя 2020 год и правда был сложным. Исполнение бюджета в прошлом году можно разделить на три этапа. По итогам первого квартала, до пандемии коронавируса, доходы консолидированного бюджета края выросли на 3% или на 1,8 млрд руб. В период действия ограничительных мер и режима нерабочих дней во втором квартале произошло значительное падение экономической активности. Это привело к снижению доходов консолидированного бюджета края на 15 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Благодаря своевременно принятым мерам поддержки экономики и бизнеса на федеральном и региональном уровне удалось минимизировать последствия и создать условия для поэтапного восстановления деловой активности в крае. Удалось избежать существенного сокращения ВРП и значительного роста безработицы. С августа 2020 года ежемесячные платежи уже превышали уровень 2019 года. По факту в 2020 году мы получили более 292 млрд руб. В результате без учета разовых платежей выпадающие доходы составили только 6,3 млрд руб.
В основных отраслях экономики в пик пандемии официальная статистика фиксировала отрицательную динамику, но к концу года падение существенно сократилось. В целом, по итогам 2020 года многие города и районы края продемонстрировали рост в крупном и среднем секторах экономики. Лидерами по темпам роста стали Армавир, Абинский, Выселковский, Гулькевичский, Калининский, Темрюкский и Усть-Лабинский районы.
«Оперативные статистические данные за январь-февраль 2021 года говорят о том, что экономика региона практически восстановилась.»
ЭР: Насколько существенное влияние пандемия окажет на экономику региона в 2021 году? Насколько долгим будет восстановление после пандемии?
И. Г.: Оперативные статистические данные за январь-февраль 2021 года говорят о том, что экономика региона практически восстановилась. Темп роста ВРП края приблизился к стопроцентной отметке — 99,6% (ВВП России — 97,5%). Большинство отраслей экономики показывают положительную динамику. По итогам первых двух месяцев зафиксирован рост в промышленности — 103,1% и потребительской сфере. Розничный товарооборот возрос на 9,1%, оборот общественного питания — на 4,4%.
Во втором полугодии мы прогнозируем ощутимый эффект от реализации плана по восстановлению экономики и мероприятий в здравоохранении, в частности вакцинации, которые снизят социальную напряженность и простимулируют деловую активность.
ЭР: Какие экономические цели власти Краснодарского края ставят на 2021 год? За счет чего можно достичь роста? Какие отрасли экономики будут расти активнее всего?
И. Г.: Согласно прогнозам Минэкономразвития России, в этом году страну ждет выход на траекторию устойчивого роста ВВП — 103,3%. Губернатор Кубани поставил перед нами более высокую планку: достичь роста ВРП края не менее 104,5% за счет динамичного развития основных отраслей и экономик муниципалитетов ускоренными темпами.
Задачи на этот год по основным отраслям и сферам экономики края амбициозные, но вполне достижимые. По итогам года мы планируем добиться роста в промышленности 113,6%, на транспорте — 103,1%, в санаторно-курортной сфере — более 140%, в сельском хозяйстве — 109,5%, в розничной торговле — 103,6%, в строительстве — 102%.
ЭР: Госдолг Краснодарского края не меняется четвертый месяц. Кроме того, региону удалось полностью погасить все коммерческие кредиты к концу 2020 года. Планируются ли новые заимствования в этом году? В каком объеме? Как госдолг может измениться до конца года?
И. Г.: По итогам прошлого года госдолг края составил 102,1 млрд руб., долговая нагрузка — 46,5%. В абсолютной сумме долг снизить не удалось, но он все же на 6,5 млрд руб. меньше первоначально утвержденного верхнего предела. Считаю, что в условиях пандемии это хороший результат.
Кроме того, существенно поменялась структура госдолга региона: полностью погашены все банковские кредиты, на бюджетные кредиты приходится 70% — 72 млрд руб., на государственные облигации — 30%, т. е. 30 млрд руб. На конец 2021 года увеличение объема государственного долга края не планируется, при этом несколько изменится его структура. До конца августа текущего года будут погашены облигации на миллиард руб., до 1 декабря — около 900 млн руб. бюджетных кредитов.
Задачи на этот год по основным отраслям и сферам экономики края амбициозные, но вполне достижимые. По итогам года мы планируем добиться роста в промышленности 113,6%, на транспорте — 103,1%, в санаторно-курортной сфере — более 140%, в сельском хозяйстве — 109,5%, в розничной торговле — 103,6%, в строительстве — 102%.
Планы по погашению бюджетных кредитов в объеме 13,3 млрд руб., полученных в 2020 году, будут уточняться с учетом предстоящей их реструктуризации. Об этом в своем послании Федеральному собранию 21 апреля говорил президент России Владимир Путин. Реструктуризация этой задолженности позволит сократить план по привлечению кредитов банков примерно на такую же сумму: сейчас в бюджет Краснодарского края заложено привлечение кредитов на 15 млрд руб.
Если потребность в частичном привлечении кредитов сохранится, мы будем это делать в более поздние сроки. Это позволит нам дополнительно сэкономить на обслуживании госдолга.
ЭР: В ноябре бюджет Краснодарского края на 2021 год принимался с большим дефицитом, но было оговорено, что его удастся погасить к весне. Удалось ли это сделать? В каком объеме будет исполнен бюджет по итогам этого года? Насколько он изменится в сравнении с 2020 годом?
И. Г.: Говорить именно о погашении дефицита краевого бюджета не совсем верно. На сегодняшний день расходы 2021 года превышают доходы на 20,9 млрд руб. Однако необходимо понимать, что расходы финансируются не только за счет доходов, но также заимствований и остатков средств на счете бюджета на начало года. Как я уже неоднократно говорил, наша долговая политика не предусматривает роста госдолга и привлечение заимствований на текущие расходы. В нашем случае дефицит предусматривается как раз за счет направления остатков средств на счете бюджета на начало года, то есть имеет технический характер.
В этом году нам необходимо мобилизовать в консолидированный бюджет края не менее 300 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов. За первый квартал казна Кубани пополнилась уже на 70,3 млрд руб. — это на 13,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Чтобы сохранять позитивную динамику весь год и в итоге реализовать намеченные планы по финансированию всех необходимых мероприятий, мы максимально уделяем внимание ключевому доходному источнику — НДФЛ, который обеспечивает треть доходов консолидированного бюджета Кубани. Прирост по НДФЛ должен быть не ниже прогнозируемой динамики фонда оплаты труда — 6,5%. Текущие результаты соответствуют: поступило уже 21,1 млрд руб.
«В бюджетах последних лет ежегодно растет сумма на развитие, создание общественной инфраструктуры в крае. В текущем году первоначально на эти цели было предусмотрено 35,3 млрд руб.»
В целом по всем основным источникам доходов мы фиксируем устойчивый рост. В течение всего года будем продолжать работу над расширением налогооблагаемой базы по специальным налоговым режимам, имущественным налогам в потребительской, курортной, строительной сферах и АПК.
Так, предстоит обеспечить прирост доходов по упрощенной системе налогообложения — на 25%, в том числе с учетом роста налоговой базы в связи с переходом плательщиков с единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на упрощенную систему налогообложения (УСН). Прирост платежей по патентной системе за счет перехода на данную систему должен составить до 30% плательщиков ЕНВД.
ЭР: Какой объем финансовой поддержки получат в этом году муниципалитеты? На что пойдут деньги?
И. Г.: В этом году муниципальным образованиям края в виде межбюджетных трансфертов направляется 96,6 млрд руб., в том числе: дотации — 9,8 млрд руб., субсидии — 27,9 млрд руб., субвенции — 53,1 млрд руб., иные межбюджетные трансферты — 5,8 млрд руб.
В бюджетах последних лет ежегодно растет сумма на развитие, создание общественной инфраструктуры в крае. В текущем году первоначально на эти цели было предусмотрено 35,3 млрд руб. На февральской сессии расходы на строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной собственности увеличены еще на 7,1 млрд руб., в том числе на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения — 4,6 млрд руб.
В итоге объем инвестиционных расходов в текущем году составит в целом 42,4 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2020 году, и в 2,7 раза больше, чем в 2019 году. Объем расходов капитального характера консолидированных бюджетов муниципальных образований вырос за последние пять лет в 2,7 раза: с 6,7 до 17,8 млрд руб.
Дополнительный стимул увеличения средств, направляемых из местных бюджетов на развитие муниципальной инфраструктуры,— применение механизма софинансирования через предоставление субсидий. В последние пять лет объем предоставления субсидий из краевого бюджета увеличен с 18,3 млрд до 27,9 млрд руб.
Дополнительный стимул увеличения средств, направляемых из местных бюджетов на развитие муниципальной инфраструктуры,— применение механизма софинансирования через предоставление субсидий.
Основная часть субсидий на развитие общественной инфраструктуры предусмотрена в рамках программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В текущем году на эти цели направляется 7,8 млрд руб. субсидий. На эти средства в 29 городах и районах края будут проектироваться и возводиться социальные объекты: школы, детсады, спортивные залы, центры единоборств.
ЭР: Как сегодня осуществляется на территории края нацпроект «Производительность труда»? Каких показателей по количеству участников удалось достичь? Как ведется работа по привлечению новых участников, кто подключился или планирует подключиться к нему в этом году?
И. Г.: Краснодарский край в национальный проект «Производительность труда» вошел в 2018 году. Его полномасштабная реализация началась в 2019 году, тогда участниками национального проекта стали 48 предприятий края. Ключевой задачей нацпроекта является ускорение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики до 5% в год к 2024 году.
Для кубанских предприятий — участников нацпроекта приняты меры государственной поддержки. Среди них: инвестиционный налоговый вычет до 90%, займы регионального фонда развития промышленности под 2%, «нулевой» налог на имущество организаций, субсидии из краевого бюджета.
Перед регионом стоит задача — вовлечь в реализацию национального проекта 248 средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики. На сегодняшний день уже 128 предприятий заключили соглашения с министерством экономики Краснодарского края. Из них 17 — в этом году.