Закупки переехали в начало года
На первый квартал приходится уже почти треть госзаказа
Системная работа Минфина по ужесточению бюджетной дисциплины госзаказчиков дает результаты, следует из исследования СКБ «Контур». Второй год подряд аналитики фиксируют заметный сдвиг госзакупок на первый квартал — в 2021 году на него приходится уже около трети госзаказа. Госкомпании также концентрируют закупки в начале года — это, вероятно, вызвано улучшением планирования и экономией на эффекте масштаба. При этом государство и госкомпании показывают устойчивый рост спроса, тогда как в коммерческом секторе закупки компаний стали мельче: из-за неопределенной экономической ситуации бизнес тратится только на действительно необходимое.
По итогам первого квартала 2021 года объем закупок государства (ФЗ-44) вырос до 3,2 трлн руб. (почти 1 млн закупок), что превышает треть всего объема госзаказа за 2020 год (11,1 трлн руб.), свидетельствует исследование СКБ «Контур» данных единой информсистемы (ЕИС) в сфере закупок. Так, к тому же кварталу 2020 года в денежном выражении госзакупки выросли на треть, в количественном — на 15%, притом что годом ранее аналитики уже фиксировали сильный рост объемов закупок в первом квартале — до 2,3 трлн руб. Затем, впрочем, на фоне пандемии заказчики перешли к сокращению расходов во втором и третьем кварталах, в результате чего усугубилась проблема «бюджетного навеса» — концентрации закупок в конце года, объем вырос до 3,8 трлн руб. (см. “Ъ” от 8 февраля).
Свежие данные показывают, что смещение закупок на начало года — системный сдвиг.
Минфин добивается устранения «бюджетного навеса» и равномерного поступления госсредств в экономику на протяжении многих лет. Для этого ведомство последовательно ужесточало бюджетную дисциплину заказчиков: последние инициативы связаны с закрытием возможности правки бюджетной росписи для финансирования контрактов, заключенных после 1 декабря (см. “Ъ” от 26 ноября 2020 года). Также стимулы к своевременному выполнению расходных обязательств ведомствам добавляют механизм «финансирования по запросу» и возможности гибкого перераспределения средств.
Наблюдаемое внутригодовое распределение закупок с пиками в начале и конце года может указывать на дифференциацию заказчиков по уровню бюджетной дисциплины, что создает возможность фокусировки борьбы с «бюджетным навесом» по мере набора данных о «проблемных» заказчиках.
В закупках госкомпаний (ФЗ-223), менее зарегулированных по сравнению с ФЗ-44, наблюдается схожая тенденция. ГосАО также в последние годы наращивают закупки в начале года: в первом квартале 2021 года их объем достиг 7 трлн руб., превысив показатели 2020 года на 7%, а 2019 года — на 65%. Замедление темпов роста объясняется сохранением экономической неопределенности из-за COVID-19. Напомним, после роста в первом полугодии в конце 2020 года наблюдался спад заказов госАО, сопровождавшийся уменьшением суммы лотов. Впрочем, свежие данные, напротив, фиксируют рост средней цены контракта. Де-факто укрупнение лотов вкупе с переносом закупок на начало года может свидетельствовать об улучшении внутренних процессов планирования закупок и стремлении госАО к экономии на масштабе.
В нерегулируемом секторе коммерческих закупок влияние пандемии оказалось более заметным. Так, хотя количество тендеров в 2021 году выросло практически на треть по сравнению с 2020 годом, их объемы сократились на четверть. В результате средняя цена закупки снизилась с 1,2 млн до 0,7 млн руб. Как указывает эксперт сервиса «Контур. Сопровождение торгов» Елена Ежова, цена в коммерческих торгах меняется скачкообразно в зависимости от возможностей и финансов отдельных компаний, не связанных с госфинансированием. Уменьшение лотов может объясняться сокращением трат на закупки и сохранением расходов лишь на оперативные нужды.