«Если ко мне придет покупатель, то мы будем обсуждать цену»
Владелец «Огонь Пляжа» Станислав Янковский о том, как пляжный бизнес живет в пандемию
База отдыха «Огонь Пляж» на Балтыме под Екатеринбургом во время пандемии перешла на круглогодичный режим работы и начала развивать отельный бизнес. В этом сезоне там возведут несколько домиков под сдачу в аренду, а также развернут палаточный лагерь. На территории планируют построить гостиничный комплекс за 150 млн руб. Об итогах прошлого сезона, о смене партнеров и о том, как пандемия сказалась на пляжном бизнесе, “Ъ-Урал” рассказал владелец «Огонь Пляжа» Станислав Янковский.
— Прошлый год был непростым для всего бизнеса. Подводя итоги прошлого сезона, как вы можете его оценить?
— В целом по прошлому году мы довольны результатами. Несмотря на то, что массово собираться было нельзя, люди к нам приезжали. За прошлый сезон у нас не было закрытых мероприятий, а это серьезная статья доходов: в предыдущие годы у нас стандартно проводилось по четыре таких мероприятия за сезон. Но в целом, можно говорить, что в прошлом году в хорошую погоду пляж посещали до тысячи человек за день — это хорошо.
Если сравнивать с прошлыми годами, то самым удачным был 2016 год. Еще ни один год не превзошел его результат по выручке. Дело в том, что 2016 год был аномально жарким: было больше 45 жарких дней, хотя в среднем у нас летом около 15 таких дней. Вторая причина — тогда это был новый проект. В следующие годы погода летом была значительно хуже и выручка падала. Из-за этого мы меняли бизнес-модель.
— Вы в прошлом году запустили отель, оправдал ли он надежды?
— Было принято решение перейти в круглогодичный бизнес. К новому году открыли отель «Огонь пляж» на 11 номеров. Мы сделали ремонт в корпусе, которые уже стоял на территории, и в новогоднюю ночь приняли первых гостей. Сейчас мы уже готовы принимать гостей массово, спрос потихонечку растет.
К нашему удивлению, к нам приезжает много командировочных. Возможно, это те, кто приехал в Верхнюю Пышму и от нас им удобнее добираться, чем из Екатеринбурга. Есть туристы, которые ездят в Ганину Яму.
— Во сколько вам обошлось переустройство корпуса под отель?
— Один номер нам обошелся примерно в 700 тыс. руб. Это дешевле, чем строить новый отель с нуля.
— В прошлом году вы говорили, что подали документу в администрацию Верхней Пышмы на строительство гостиничного комплекса, планы по его строительству остались?
— Мы получили необходимые согласовательные документы в администрации Верхней Пышмы, но все еще в работе. Нам хотелось получить финансирование по федеральной программе «Развитие моногородов», мы подали документы и предварительно согласовали этот проект. Программа давала льготное кредитование вплоть до беспроцентного кредита на срок до 10 лет — это для нас было интересно. Но появился независящий от нас фактор — фонд моногородов постановлением правительства расформировали, новый еще не создали, соответственно развивать «Огонь Пляж» по этой программе не будем. Раз нам пришлось отказаться от программы, то сейчас будем искать другие источники финансирования.
— А какая сумма необходима для строительства комплекса?
— Если говорим про большой комплекс от 30 номеров со спа, то весь проект оценивался в 150 млн руб. С учетом выручки текущего бизнеса — эта сумму для нас неподъемная, поэтому мы либо должны резко увеличить выручку в три раза, либо найти альтернативные кредитные деньги. Если говорить про коммерческие кредиты под 10% годовых, то это неподъемно.
— В итоге вы продолжите развивать направление по размещению гостей, но другим путем?
— Мы перешли на модель работы с партнерами и роялти. К нам заходит партнер, который ставит свой домик, платит нам проценты и получает свою маржу. То есть можно вложить 600-700 тыс. руб. и получить гарантированную доходность порядка 30% годовых. Сейчас у нас есть два своих домика и три в этом году планирует ставить партнер, еще три он поставит, если будет спрос.
К концу сезона планируем иметь около 8-10 круглогодичных домиков.
Стоимость аренды за сутки одного дома у нас начинается от 3 тыс. руб. Обустройством домов под аренду у нас занимается девушка, которая в прошлом году организовывала гриль-зоны, по ним за один сезон она отбила свои затраты трижды.
— До этого у вас работали «Дель песто», Lamadjo, InTouch, в этом году они остаются или вы меняете партнеров?
— В какой-то момент стало понятно, что наша кухня ассоциируется с фаст-фудом. В этом сезоне мы работаем в сторону здорового питания — у нас появляются поке, гиросы и супы в съедобных кружках. Общепитом у нас будет заниматься частный предприниматель, который пока не имеет своего бренда. Возможно, она захочет его раскрутить на нашей территории.
Сейчас мы пытаемся понизить стоимость питания, так как это была еще одна из болевых точек для наших гостей. Если получится снизить стоимость питания на 10-15%, будет хорошо.
—Что еще из нового у вас будет представлено, чего не было в предыдущие годы?
— В этом году планируем сделать отдельную зону для паровых коктейлей. Также появятся теплые круглогодичные беседки.
Мы поставили на территории баню и поставим скоро еще одну, расширили пляж вглубь и удлинили его. Также в этом сезоне появится сапсерфинг. Планируем организовать комфортный палаточный отдых: поставим отдельный туалет в лесу, предоставим поляну с помостами для палаток и предоставим сами палатки для тех, кому они нужны.
Люди смогут получить романтику палаточной жизни, но с удобствами. Ценник еще не определяли. Начнем с 10 мест. Если это будет пользоваться спросом, то будем расширяться.
— В прошлом году из-за пандемии открытие пляжного сезона сдвинулось, когда вы планируете открыться в этом году?
— Первые гости уже были в апреле, мы открыты, но пляжную зону с ресторанами будем открывать по погоде. Если на майские праздники будет +24°, то откроемся. Если такая погода наступит лишь в июне, то будем открываться в июне.
На открытие мы не планируем никого привозить, экономика такого мероприятия оказалась совершенно убыточной. Когда к нам приезжал Богдан Титомир в 2017 году, были потрачены колоссальные деньги, и это не окупилось даже на 10%. Это было в июне, но погода подвела, и было всего +6°.
— Вы говорили, что 2016 год был самым удачным, как думаете, в связи с закрытием многих направлений из-за пандемии, не превысит этот год показатели?
— Я надеюсь не на пандемию, а в целом на то, что у нас происходит омоложение аудитории. Чем моложе люди, тем они более мобильны, они как советский человек не изголодались по загранице, им просто интересно все новое. Поэтому для молодежи часто нет принципиальной разницы поехать на Алтай или на озеро Комо в Италию.
— В прошлом году вы говорили, что затраты на инфраструктуру всего проекта окупились, а затраты на земельный участок пока нет. Сейчас есть пониманием о сроках?
— Все зависит от оценок. По одной из оценок, окупиться может через 10 лет.
— При таком раскладе вы не пожалели, что открыли пляжный бизнес на Урале?
— Я пожалел о своем подходе к этому вопросу, следовало более внимательно оценивать все риски и всю возможную прибыль и убытки. Если бы сейчас открывали, то абсолютно точно меньше вкладывали в инфраструктуру, были возможности существенно сэкономить — это, наверное, самое главное.
— Вы сейчас остались единственным владельцем бизнеса (в прошлом году из проекта вышел Андрей Фролов. — “Ъ-Урал”), для вас это скорее минус или плюс?
— Я чувствую, что мне не хватает партнера. Иногда хочется посоветоваться с кем-то, кто тоже деньгами залез в эту историю.
С менеджментом иногда тяжело — так как они смотрят на бизнес с точки зрения краткосрочной и среднесрочной перспективы, а партнер может посмотреть с точки зрения долгосрочной перспективы. Но зато управляемость лучше, потому что есть только одно мнение.
— Задумывались ли вы о продаже этого бизнеса?
— Если завтра ко мне придет потенциальный покупатель и скажет, что хочет перепрофилировать этот земельный участок или использовать существующий бизнес и купить его, то мы будем обсуждать цену. У каждого бизнеса есть цена. Цены нет только у хобби, у меня это все же бизнес, поэтому у него есть цена. Ее пусть узнает потенциальный покупатель.