ФСБ и СКР пришли с обыском к адвокату Ивану Павлову
В номере отеля Mercure в Москве, где остановился глава объединения юристов и журналистов «Команда 29» Иван Павлов, проходит обыск, передает корреспондент “Ъ”. Сам господин Павлов находится внутри отеля. Один из адвокатов «Команды 29» Евгений Смирнов сообщил в Facebook, что господину Павлову вменяют ст. 310 УК РФ (разглашение данных предварительного расследования), максимальный срок наказания по ней — арест на три месяца. По данной статье подозреваемого или обвиняемого нельзя арестовать на период следствия.
Чем известен Иван Павлов
В пресс-службе «Команды 29» “Ъ” сообщили, что после обыска господина Павлова повезут в центральный аппарат Следственного комитета России (СКР). Господин Смирнов пояснил, что обыск начался около 6:00 мск, следственные действия проводят три-четыре сотрудника СКР и ФСБ. С Иваном Павловым в отеле находятся адвокаты Александр Пиховкин и Виктория Ищенко.
Утром сообщалось, что силовики «ломают дверь IT-специалисту "Команды 29" Игорю Дорфману», «он перестал отвечать на звонки». Также, по информации пресс-службы «Команды 29», обыск проходит у жены Ивана Павлова в Санкт-Петербурге. Там работает адвокат Александр Мелешко. Следственные действия проходят по двум адресам в Санкт-Петербурге. В обысках участвуют сотрудники ФСБ, а также управления СКР по Санкт-Петербургу. «По итогам обысков Совет палаты выразит мнение таким действиям»,— сообщил “Ъ” председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Сергей Краузе.
Что такое «Команда 29»
Евгений Смирнов рассказал, что «Ивану Павлову часто поступали угрозы от следователей ФСБ, в частности от Александра Чабана». «Он говорил в лицо — вы нам стоите поперек горла, мы сделаем все, чтобы вас посадить»,— сообщил адвокат. Александр Чабан ведет дело советника главы «Роскосмоса» бывшего спецкора “Ъ” и «Ведомостей» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник сообщил “Ъ”, что уже несколько часов пытается связаться с Иваном Павловым: «Как только я узнал о случившемся, стал сразу звонить, писать Ивану сообщения, но он не отвечает и я жду, что со мной свяжутся коллеги из его команды. Пока информации, которую я вижу в прессе, недостаточно, нужно четко понимать, что происходит и в связи с чем. Если информация об обвинениях по ст.310 УК РФ подтвердится, я уверен, к Ивану не может быть применена ни мера пресечения в качестве содержания под стражей, ни даже в виде домашнего ареста».
Как судят по статье о разглашении данных предварительного следствия
Иван Павлов является адвокатом Ивана Сафронова. Сегодня, 30 апреля, Лефортовский районный суд продлил арест господину Сафронова на два месяца, до 7 июля. Он находится в СИЗО «Лефортово» с 7 июля 2020 года. На судебном заседании присутствовали другие адвокаты.
Ваш браузер не поддерживает видео
Напомним, именно в деле Ивана Сафронова у защиты возник громкий конфликт со следствием по поводу подписки о неразглашении. Адвокаты заявили, что дали подписку о неразглашении государственной тайны — поэтому считают излишним давать еще одну подписку о неразглашении данных следствия. Тогда Иван Павлов неоднократно заявлял СМИ, что подписка фактически лишит адвокатов возможности вести защиту: «Закрывают нам рот и не дают возможности защищаться, рассказывая СМИ и обществу о безобразиях, которые творятся в уголовном деле».
По словам Евгения Смирнова, у них с Иваном Павловым сейчас порядка 10 дел, многие из из которых, исключая ФБК (внесен в реестр иностранных агентов), связаны с госизменой или шпионажем. «На поверхности дела Ивана Сафронова и Карины Цуркан, но есть и другие, непубличные, которые мы не афишируем»,— пояснил “Ъ” господин Смирнов. Он добавил, что пока не предполагает, с каким из них могут быть связаны претензии СКР и ФСБ.
Минюст дважды направлял в адвокатскую палату Санкт-Петербурга требование привлечь господина Павлова к дисциплинарной ответственности за отказ от подписки. Палата оба раза вставала на сторону адвоката — она указывала, что в законе не содержится обязанности защитника давать такую подписку. Кроме того, совет палаты указывал, что следствие даже не указало господину Павлову, что именно ему нельзя разглашать.
«Задержание адвоката, тем паче если это связано с его профессиональной деятельностью, в нашем сообществе воспринимается негативно и настороженно,— заявил “Ъ” президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Юрий Пилипенко.— Конкретные обстоятельства этого дела еще не известны. В любом случае, если коллега обратится за помощью в свою палату или комиссию по защите прав адвокатов ФПА, поддержка будет. Адвокатская палата Санкт-Петербурга известна своей принципиальностью».