Пандемия сыграла на лапу питомцам
С чем связан резкий скачок спроса на товары для домашних животных
На фоне пандемии эксперты и бизнес отмечают глобальный бум в сфере товаров и услуг для домашних животных. Об этом сообщает Financial Times. Издание указывает, что за 2021 год компании сектора выросли сильнее, чем высокотехнологичный американский биржевой индекс NASDAQ. Будет ли долговременным этот тренд? И насколько сильно он коснулся России? Расскажет Андрей Загорский.
Причина бурного роста в сегменте товаров и услуг для животных лежит на поверхности. Пандемия и локауты привели к тому, что люди, ограниченные в возможностях передвижения, стали намного чаще заводить питомцев.
В Великобритании с момента начала пандемии домашними животными обзавелись 3 млн человек. Разумеется, питомцев нужно кормить, лечить и стричь. В Великобритании Управление национальной статистики даже включило корм для собак в корзину, по которой рассчитывается инфляция. Так что все логично. Компании, действующие в этом секторе бизнеса, сумели извлечь из сложившейся ситуации пользу. Один из наиболее впечатляющих примеров — американская сеть Chewy, продающая зоотовары и ветеринарные препараты, акции которой за 2021 год прибавили в цене 77%, обогнав бумаги Amazon. А капитализация немецкого производителя кормов для домашних питомцев Zooplus с начала 2020 года выросла почти на 350%.
Тренд коснулся и России, рассказала “Ъ FM” основатель сети гостиниц для кошек Маргарита Никитина: «В период пандемии количество питомцев увеличилось. Логично, что спрос на зоотовары и услуги тоже вырос минимум на 15%. Если мы говорим про корм для животных, то в этой сфере динамика еще выше».
Сегодня идут споры о том, как долго продержится эта ситуация с учетом увеличения количества привитых от коронавируса. Одни полагают, что приобретенные животные проживут около 10 лет, значит, бум на рынке зоотоваров сохранится. Другие — что он пойдет на спад в связи с тем, что люди будут меньше времени проводить дома и начнут активнее путешествовать. Маргарита Никитина не сомневается, что тенденция сохранится, хотя бы потому, что рынок растет не только из-за пандемии, но и по причине гуманизации отношения к животным.
«Тренд появился до пандемии и продолжается уже много лет.
По данным statista.com, с 2014 по 2019 год питомец появился в каждой второй семье. Рынок растет не только за счет увеличения количества животных, но и благодаря изменению отношения к животным: появился спрос на качественный корм и различные услуги для животных, вроде груминга, который раньше не являлся необходимостью»,— отмечает Маргарита Никитина.
Даже в России спектр услуг для животных быстро расширяется. И речь не только о таких стандартных процедурах, как стрижка шерсти и когтей. Сегодня большое распространение получили, например, СПА для домашних любимцев, где питомцу могут сделать гидромассаж или маску для кожи и шерсти. Стоимость такой услуги начинается от 1 тыс. руб. и зависит от веса животного. Не только в Москве, но и в других регионах востребованы детские сады для щенков и услуги груминга. Существует запрос на страхование жизни и здоровья животных, тест на коронавирус, а также похороны и кремацию.
Вероятно, инвестиции в компании зоосегмента в обозримом будущем будут весьма выгодными, в частности, на фоне глобального старения населения. Такое мнение высказал управляющий директор компании Trade123 Владимир Рожанковский: «Падает количество заключаемых браков.
Многие люди оказываются одинокими, но им хочется за кем-то ухаживать. Есть огромный тренд на покупку и воспитание домашних животных.
Бизнес этот, наверное, интересный. Я думаю, он будет расти примерно такими же темпами, какими растет вектор здравоохранения и медицинских учреждений по причине старения населения. Я думаю, это продолжение той же самой истории, но при этом еще добавляется фактор одиночества. Но здесь могут быть более интересные кейсы, потому что этот сектор находится в тени. И, наверное, по этой причине там гораздо более привлекательные инвестиционные мультипликаторы».
Согласно данным экспертов, за последние пять лет объем глобального рынка зоотоваров и услуг для домашних животных вырос почти вдвое и достиг $300 млрд.