Семь лет без права на «семерку»
Страны G7 открывают информационный фронт войны с Россией
Главы МИДов стран «группы семи» (G7) в понедельник открывают первую за последние два года очную встречу в Лондоне, призванную подготовить июньский саммит их лидеров, в этом году проходящий под председательством Великобритании. Проведение форума «семерки» в государстве, занимающем самую непримиримую позицию по отношению к России, определило повестку встречи. Через семь лет после исключения Москвы из «клуба западных демократий» Лондон призывает открыть еще один фронт войны с Россией — информационный, создав коллективные механизмы сдерживания российской «пропаганды и дезинформации».
Открывающая в понедельник в Лондоне трехдневная встреча глав МИДов стран «группы семи» (G7) возобновит работу «клуба ведущих западных демократий», которая была приостановлена в связи с пандемией коронавируса.
Прошлогодний саммит, который должен был пройти в США на финальном этапе президентства Дональда Трампа, постигла незавидная участь. Планировавшаяся на июнь очная встреча мировых лидеров так и не состоялась. Саммит в Кэмп-Дэвиде был сорван после того, как от участия в ней под предлогом пандемии отказалась канцлер Германии Ангела Меркель, которая пошла на такой шаг на фоне острых разногласий между Вашингтоном и Берлином по проекту газопровода «Северный поток-2».
После этого Дональд Трамп, рассчитывавший сделать саммит 2020 года символом возвращения к нормальной жизни, перенес форум на сентябрь, попутно обвинив членов «семерки» в утрате чувства реальности. Однако и после вынужденного тайм-аута работа G7 никак не клеилась. Разногласия стали еще острее после того, как Дональд Трамп в разгар президентской гонки в США заявил о намерении пригласить на встречу Владимира Путина — несмотря на то, что в 2014 году Россия была исключена из «клуба западных демократий» в связи с украинским конфликтом. Это предложение было встречено союзниками по G7 в штыки и окончательно похоронило планы вдохнуть новую жизнь в работу «семерки», формат которой президент Трамп считал устаревшим.
Между тем хозяин предстоящего саммита G7, который должен пройти с 11 по 13 июня в курортном городе Карбис-Бэй на атлантическом побережье полуострова Корнуолл, британский премьер Борис Джонсон полон решимости не наступить на те же грабли, что и Дональд Трамп.
В рамках реализуемой Лондоном после выхода из ЕС внешнеполитической стратегии Global Britain («глобальная Британия»), Борис Джонсон пытается заявить о новых амбициях Соединенного королевства как самостоятельного мирового центра силы применительно к «группе семи», пытаясь решить две задачи.
Во-первых, показать, что G7 — это вовсе не закрытый «клуб западных джентльменов», оторвавшийся от реальности и не имеющий контактов с остальными мировыми центрами силы.
Во-вторых, продемонстрировать, что пошатнувшееся при Дональде Трампе единство США и их западных союзников восстановлено и ни о каком приглашении России речи быть не может. Более того, вместе с новой администрацией президента Байдена государства G7 должны объединиться для создания новых механизмов сдерживания Москвы.
Для решения первой задачи в Лондон помимо глав внешнеполитических ведомств «группы семи» приглашены верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, министры иностранных дел Австралии, Индии, Южной Кореи и ЮАР, а также генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
«Встреча G7 продемонстрирует, как ''глобальная Британия'' объединяет крупнейшие мировые экономики для противостояния совместным вызовам»,— пообещал глава британского МИДа Доминик Рааб.
«Мы будем действовать, чтобы гарантировать справедливый доступ к вакцинам по всему миру, определим глобальные цели в области образования девочек, согласуем амбициозные глобальные действия по защите климата и разработаем новые методы по противодействию голоду»,— перечислял господин Рааб масштабные планы британского председательства в G7. При этом он сделал особый акцент на том, что в ответ на многочисленные обвинения «группы семи» в замкнутости G7 должна сломать барьеры между членами «западного клуба демократий» и другими государствами, которые разделяют те же ценности, особенно в Азии.
Впрочем, интервью Доминика Рааба Reuters, которое он дал накануне открытия министерской встречи G7, свидетельствует о том, что гвоздем программы станут не вопросы борьбы с COVID-19 или образования девочек, а разрабатываемая Лондоном новая стратегия сдерживания России — уже не только политико-дипломатического и экономического, но и информационного. Судя по всему, именно эта инициатива и призвана стать новым средством консолидации G7 и помочь ее членам поскорее забыть предложение о возвращении Владимира Путина.
«Пророссийские тролли публикуют у нас комментарии по Украине и другим темам, чтобы повлиять на общественное мнение здесь и затем воспроизвести их в российских СМИ. Это хороший пример борьбы на истощение, которую мы ведем»,— призвал союзников всерьез задуматься о российской информационной угрозе глава Форин-офиса. «Когда мы видим, как распространяются эти ложь и пропаганда или фейковые новости, мы больше не должны противодействовать этому в одиночку. Необходимо объединиться и защитить открытые общества»,— предупредил Доминик Рааб.
По инициативе Лондона главы МИДов G7 рассмотрят вопрос о создании коллективных механизмов быстрого реагирования по сдерживанию российской «пропаганды и дезинформации».
Как должны работать такие «коллективные механизмы», господин Рааб не пояснил, однако накануне министерской встречи G7 британская сторона показала союзникам пример того, как нужно вести информационное сдерживание России.
В прошлую субботу Форин-офис сообщил, что для борьбы с дезинформацией и фейковыми новостями, а также для расширения своей зарубежной аудитории вещающая на 42 языках Всемирная служба Би-би-си в 2021–2022 годах получит дополнительное финансирование в размере £8 млн ($11 млн). Британский план противодействия «российской пропаганде» также предусматривает «оказание поддержки независимым СМИ, особенно в российском ближнем зарубежье».
Между тем официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, которую порция крайне токсичных новостей из Лондона настигла в момент начала празднования светлого Христова воскресения, в своем ответе Доминику Раабу сослалась уже не на Владимира Путина или Сергея Лаврова, а на авторитет раннехристианского подвижника и пустынника Антония Великого.
«В светлый праздник Пасхи позволю себе ответить, процитировав преподобного Антония Великого, который сказал: "Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы",— сообщила Мария Захарова в Facebook.— Впору задуматься, почему насквозь больные пропагандой страны, использовавшие ее не раз для оправдания вооруженного вторжения и свержения правительств (именно так действовали Британия и США в Ираке, придумав историю про химическое оружие), обвиняют в собственных грехах нашу страну».
Между тем весьма вероятно, что применительно к G7 уже не «девять больных», а семь так не смогут сплотиться вокруг главной для Лондона идеи информационной войны с Россией. В отличие от Доминика Рааба новый госсекретарь США Энтони Блинкен, впервые принимающий участие в министерской встрече в Лондоне, уже дал понять, что в сдерживании России Вашингтон сегодня больше всего интересует совсем другой аспект — будущее проекта газопровода «Северный поток-2», который, как считает новая администрация США, все еще может быть свернут.
Несмотря на то, что именно этот вопрос год назад стал яблоком раздора внутри G7, вынудившим канцлера Германии Ангелу Меркель не принять приглашение Дональда Трампа на саммит в Кэмп-Дэвиде, Энтони Блинкен вновь намерен поднять этот вопрос в ходе встречи с главой МИД Германии Хайко Маасом.
«"Северный поток-2" остается проблемой, и мы продолжим излагать немцам нашу позицию об этом проекте и говорить о том, что он должен быть остановлен»,— заявил и. о. помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Филип Рикер.