«Уралмаш». Часть 1. Сообщество авторитетных ребят
Истории уральских сыщиков
Уралмашевская преступная группировка, по данным правоохранительных органов, была создана в 1989 году и стала, пожалуй, самой известной не только в регионе, но и за пределами Урала. «Уралмашевские» стали мощнейшим преступным сообществом Екатеринбурга после того, как их киллеры перебили предыдущих королей криминального мира — «центровых». В бандитской войне были убиты и некоторые лидеры «Уралмаша». Затем начался этап легализации капиталов и работа над положительным имиджем преступного сообщества. О том, как работала группировка, сотрудники уголовного розыска рассказали для книги «Ловцы банд. Место встречи...», изданной “Ъ-Урал”.
За полгода до убийства Григория Цыганова (второй справа) «уралмашевцы» (крайний справа Константин Цыганов) поздравляли Олега Вагина (крайний слева) с 30-летием
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Александр Хабаров
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Охрана у дома, где жила "верхушка" Уралмаша
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В конце 1980-х годов в среде «уралмашевских» авторитетных ребят произошли серьезные изменения. Олицетворявший криминальный «Уралмаш» в середине восьмидесятых Валерий Жуков (Жук) не мог оставаться первым номером из-за проблем со здоровьем, вредных привычек (наркотики) и менталитета. Он сохранял свой высокий статус, но на первые роли вышли братья Цыгановы. Причем явным лидером был младший брат — Григорий.
Рост авторитета Цыгановых, еще недавно крутивших наперстки, был стремительным. В 1989 году братья поехали разбираться с одним из лидеров «визовских» Плотником, который на Шувакишском рынке был невежлив с женой одного из братьев. Они набросили на него удавку, и это сошло им с рук.
Григорий Цыганов в 1990-х был единственным абсолютным лидером «Уралмаша»
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Наряду с братьями Цыгановыми, большим авторитетом обладали Сергей Иванников, Сергей Терентьев, Игорь Маевский, Александр Хабаров. «Уралмашевцы» быстро взяли свою территорию под полный контроль. В феврале 1990 года в результате вроде бы бытового конфликта «уралмашевца» Эдуарда Каллимулина и преступного авторитета с Эльмаша Вадима Спирина последний был застрелен. Это позволило увеличить присутствие на Эльмаше, хотя в целом тот оставался вотчиной Широкова.
По менталитету «уралмашевцы» были близки к «центровым», с которыми вполне мирно, хотя и настороженно, общались. Зимой 1990-91 годов лидеры группировок Григорий Цыганов и Олег Вагин совместно участвовали в обряде крещения и дружно погуляли на тридцатилетие Вагина.
На тот момент «уралмашевцы» существенно отставали от «центровых» во взаимоотношениях с органами власти и в количестве собственных бизнес-проектов (как «центровые» строили свою бизнес-империю, читайте по ссылке). Знаковым для «Уралмаша» стал переход к ним Виктора Терняка, который принес не только новые бизнес-проекты и связи, но и ослабил «центровых».
Весной 1991 года противоречия между группировками стали нарастать. Появились первые жертвы — пока на уровне среднего звена. Этим воспользовались оперативники УБОПа, для которых было важно усиливать противоречия между криминальными сообществами. Через коллег из центрального региона России была вброшена информация о поиске «уралмашевцами» киллера для Олега Вагина. Об этом узнали «центровые». У них появились формальные основания для предупредительного удара. И они ими воспользовались. 16 июня 1991 года в своей квартире выстрелом через окно был убит Григорий Цыганов. Оперативная информация была противоречива: стрелял то ли Долгушин (Урий), то ли Кучин, то ли сам Вагин.
По воспоминаниям оперативников, цокольный этаж дома по улице Кировградской, 37, который Цыганов переоборудовал под офис с зоной отдыха, был «нашпигован» прослушивающими устройствами, но никакой полезной информации для следствия это не дало.
Тем не менее, для оперативников было очевидно, что за убийством стоял Олег Вагин. Поскольку явных улик против «центровых» не было, авторитеты «Уралмаша» продолжали общаться с ними в текущем режиме и даже принимали участие в обсуждении совместных проектов.
Константин Цыганов был выбран лидером «Уралмаша» после смерти брата
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Лидером «Уралмаша» выбрали Константина Цыганова, изначально не горевшего желанием занять место брата. Однако он достаточно быстро вошел в роль. Это было выгодно близким к нему коммерсантам, прежде всего Андрею Панпурину и Александру Круку.
Смерть Григория Цыганова максимально сплотила и ожесточила «уралмашевцев». Сергей Курдюмов получил задание готовить бригады для «военных» действий.
Летом 1992 года «центровые» пытались убить Константина Цыганова. Выгуливавший собаку Цыганов успел забежать в подъезд и вроде бы даже узнал снявшего маску Долгушина. После этого «центровые» были приговорены. «Уралмашевский» спецназ начал с Вагина, а затем последовательно перестрелял почти всех потенциальных лидеров «центровых».
Из воспоминаний оперативника УБОП Михаила Салова:
«После покушения Константин Цыганов вместе с верхушкой "Уралмаша" скупили три этажа в новой "свечке" на углу улиц Победы – Индустрии. Отгородили себе отдельный вход, забрали один лифт, закрыли территорию. Сделали перед подъездом дебаркадер — от снайперов защищаться. Мы должны были ехать их задерживать, а Барабанщиков только новую машину получил и нам ее отдал. Ждем команду. Водитель машиной хвастается и ключи в багажнике закрывает. Тут команда на выезд. Мы пытаемся багажник открыть, водитель кричит, что его начальник убьет. В общем, шоу.
Оторвали мы все-таки заднее сиденье, достали ключи и поехали на задержание. Приезжаем, берем охранников с автоматами и пистолетами, заходим в лифт, а он не едет. И голос: "Вы куда?". Мы: "Милиция. К Цыганову. А ты кто?". — "Лифтер". Его тоже прихватили – у него анаши оказалось прилично. Поднялись на этаж Цыганова, а там все в коврах, роскошно. Задержали, в общем, всех, кого надо».
Офис Константина Цыганова
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Головокружение от успехов после убийства Вагина и отъезда за границу лидеров «центровых» привели «Уралмаш» к показательному противостоянию с властью. Сначала выстрелом из гранатомета был поврежден один из кабинетов в здании РУБОП, а затем пострадал фасад «Белого дома» (правительство Свердловской области).
Выстрел по РУОП
Из материалов уголовного дела:
– Омелин, используя имеющийся в распоряжении банды не установленный мотоцикл, в ночь на 3 мая 1993 года доставил Загорулько, вооруженного реактивным противотанковым гранатометом типа «Муха» РПГ-18, который незаконно, без соответствующего разрешения носился, хранился, приобретался и сбывался участниками банды, на территорию Михайловского кладбища Екатеринбурга и указал ему на окно 2-го этажа здания регионального управления по организованной преступности (РУОП) при УВД Свердловской области, расположенного по адресу ул. Первомайская, 71-а, после чего отъехал в сторону и стал ждать возвращения Загорулько.
– Загорулько, действуя из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, действуя с особой дерзостью, выразившейся в уничтожении имущества и временном прекращении нормальной деятельности учреждения, в 00 часов 05 минут 3 мая 1993 г. осуществил прицельный выстрел из гранатомета «Муха» по указанному Омелиным окну на 2-м этаже здания РУОП. После этого Загорулько и Омелин на мотоцикле скрылись с места преступления.
Фотогалерея
Ловцы банд
В Свердловской области 6-й отдел (занимался борьбой с оргпреступностью) при областном УВД был создан 25 мая 1989 года. Его начальником был назначен Александр Мочалин, который за несколько месяцев до этого возглавил уголовный розыск УВД Свердловска.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
Подбор оперативного состава 6-го отдела был очень серьезным. Один из основных критериев – стаж на оперативной работе не менее пяти лет. Второй критерий – результативность оперативной работы: какая наработана агентурная сеть, сколько заведено оперативных дел, чем они заканчивались.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
В декабре 1989 года в состав свердловского 6-го отдела были дополнительно введены две должности сотрудников уголовного розыска и четыре должности сотрудников для борьбы с организованной преступностью при отделах УГРО УВД Нижнего Тагила и Каменска-Уральского.
Фото: «Ловцы банд. Место встречи...»
Первые попытки систематизировать организованную преступность
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Одним из первых дел шестого отдела было дело о взятках в отношении замначальника ГАИ Екатеринбурга Юрия Демина (позже 13 лет возглавлял ГИБДД Свердловской области)
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Во второй половине 1980-х годов в Свердловской области разбойными нападениями занималась банда Евгения Ворожцова. Их целью было хищение дефицитного в то время автотранспорта. Как вспоминают оперативники, по делу проходило около 500 человек, эпизоды исчислялись тысячами. Только приговор лидеру банды Ворожцову содержал восемь томов.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Алексей Трифонов (Трифон) и Андрей Овчинников (Овчина или Банзай) были хорошими друзьями. В 1988 году они вместе проходили по делу банды Азарченкова. В результате оперативной игры, Трифон и Банзай решили, что каждый из них сдал другого. После выхода из СИЗО Овчина решил «заказать» Трифона, но тот об этом узнал и принял превентивные меры – машина Овчины была расстреляна из автоматов в январе 1990 года. Правда, Трифону удалось избежать смерти.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
По делу Трифона и Овчины было осуждено 19 человек. Алексею Трифонову дали 10 лет лишения свободы, а Андрею Овчинникову – 14 лет.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В криминальном мире Свердловска (в 1991 году городу было возвращено название Екатеринбург) в середине восьмидесятых выделялись криминальные группы: «визовские» Валерия Черепанова (Черепан), «центровые» и Геннадий Мурадов (Аваренок), «вторчерметовские» и Михаил Велькин, «уралмашевские» и Валера Жук, «втузгородские» Николая Азарченко и группировка Андрея Беньяминова.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В Свердловской области исторически находилось большое количество тюрем и колоний. Свердловск, Нижний Тагил и ряд других областных городов в советское время отличались достаточно высоким уровнем доходов граждан и были привлекательны для криминальных элементов. Поэтому представителей уголовной среды, так называемых «синих» в области всегда было с избытком.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1989 году лидерами «центровых» были Геннадий Мурадов (Аваренок), Эдуард Казарян, Павел Тарланов, Олег Вагин, Павел Свобода (Булочник). Аваренок был особенно близок с Вагиным и Булочником, а Казарян был ближе к Павлу Тарланову. Особую роль в становлении «центровых» сыграл отец Павла, «цеховик» российского масштаба, Игорь Павлович Тарланов. Он имел обширные связи в милицейских и криминальных кругах (например, был знаком с вором в законе Дедом Хасаном).
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
ОПГ «Новая Гильдия» состояла из числа сотрудников службы безопасности одноименного АОЗТ. Ее возглавлял Андрей Бубенщиков. В «Гильдии» под видом службы безопасности действовал боевой отряд, которым руководил Игорь Смирнов. В арсенале находились автоматы Калашникова, пистолеты ПМ и ТТ, бандиты передвигались на бронированных автомобилях. По оперативным данным, на счету группировки не менее 11 убийств.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1995 году по Екатеринбургу прокатилась серия разбойных нападений на магазины. Из них похищали дорогостоящие компьютерные комплектующие и игровые приставки Dendy и Sega. Грабители в форме сотрудников милиции и инкассаторов использовали в качестве устрашения ножи и огнестрельное оружие.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Оперативное дело в отношении банды братьев Александра и Владимира Коротковых проходило под условным названием «Крысы». В середине девяностых в течение суток в Екатеринбурге совершались десятки убийств, но самыми «дикими» убийцами были члены банды Коротковых.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В 1994–1995 годы в Режевском районе Свердловской области действовала дерзкая банда Василия Ширяева по прозвищу Карась. Она занималась вооруженными нападениями на местных состоятельных граждан, складские помещения АОЗТ «Белый камень» и ООО «Мардима-Урал», магазины «Сударыня», ТОО «Глазурь», АОЗТ «Металлист» и другие объекты. В деле 12 преступных эпизодов.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Правоохранительные органы Екатеринбурга менее чем за месяц раскрыли убийство руководителя и генерального конструктора ОКБ «Новатор» Валентина Смирнова. Сотрудники объединенной оперативно-следственной группы задержали непосредственного исполнителя убийства. Ранее были задержаны заказчик – коммерческий директор ТОО «Новатор» Юрий Пинженин, а также четверо посредников.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
С 1996 по 1999 годы в Екатеринбурге действовала крупная группировка Валерия Зиятдинова. В нее входили Вадим Коновалов, Вадим Бесов, Виталий Рыжков, Александр Антропов. О жестокости бандитов говорит тот факт, что на закате своей криминальной деятельности они жестоко расправились со своим подельником Гари Шириняном. Его вывезли в район воинской части на ул. Пехотинцев, где убили ножом и туристическим топориком.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Группировка Александра Поддымова и Александра Терещенко была небольшой, но действовала очень дерзко. Согласно материалам уголовного дела, она совершала разбои в 2001–2002 годы. Самым резонансным преступлением в их криминальной карьере стало убийство сотрудников ППСМ Октябрьского РУВД Екатеринбурга, которые решили проверить у них документы.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В начале 2000-х на Серовском тракте грабила дальнобойщиков банда Эмзара Аракелова из Нижнего Тагила. В ней состояли наркоманы. Для налетов они использовали форму сотрудников милиции.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
По официальным данным, ОПГ «Ностальгия» возникла в 2003 году в Краснотурьинске, ее лидером был Константин Шмелёв. Свое название ОПГ получила за то, что базировались в здании заведения «Ностальгия». Банда занималась разбойными нападениями.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Верхотурье считается духовной столицей Урала за счет своих уникальных монастырей и храмов. Но из-за наличия в нем пенитенциарных учреждений, в частности, колонии № 53, в городе сильны и воровские традиции. В 2014 году криминальный мир назначил «смотрящим» за городом местного авторитета Сергея Машагина 1984 года рождения. В Верхотурье вернулись девяностые: проблемы решались наездами и «стрелками», собирались деньги в «общак».
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
В результате взрыва гранаты в кабинетах № 27 и № 29 здания РУОП разрушена мебель и оргтехника: 2 аудиомагнитофона «Маяк», 2 аудиомагнитофона «Топаз», 1 видеомагнитофон «Омега», 1 телевизор «Орион», 4 аудиоколонки от усилителя «Одиссей», 2 зарядных устройства, 7 различных радиостанций, 1 диктофон «Перлкодер», 2 выносных микрофона, 15 кассет МК-60, 15 микрокассет, 23 видеокассеты, 1 фотоэкспонометр «Свердловск-4», 14 телефонных аппаратов, 2 прикроватных коврика, 6 корзин для мусора, 2 пишущих машинки «Любава», 30 метров штор, 2 динамика, 6 однотумбовых столов, 3 металлических шкафа, 6 столов для питьевых приборов, 3 двухстворчатых шкафа, 20 полумягких стульев, 10 графинов, 6 письменных приборов, 2 подставки, 1 вентилятор, 1 стол для пишущей машинки, 6 карнизов, 2 настольные лампы, 2 тумбочки, 1 чайник, 1 книжный шкаф. РУОП причинен материальный ущерб на общую сумму 3 700 000 рублей.
Выстрел по «Белому дому»
Из материалов уголовного дела:
10 июня 1993 года около 21 часа он на своей автомашине ВАЗ-2107 приехал к дому 27 по улице Февральской Революции Екатеринбурга. Укрывшись в близлежащем кустарнике, Загорулько, достоверно зная, что в избранных для поражения гранатой помещениях никого нет, действуя из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, действуя с особой дерзостью, выразившейся в уничтожении имущества и временном прекращении нормальной деятельности учреждения, в 21 час 20 минут, из привезенного с собой ракетного противотанкового гранатомета типа «Муха» РПГ-18, который незаконно, без соответствующего разрешения носился, хранился, приобретался и сбывался участниками банды, произвел выстрел в окна административного здания Свердловского облисполкома, расположенного по адресу Октябрьская площадь, 1, находящиеся на высоте 30–40 метров от земли.
Граната попала в пилон между 7 и 8 этажами в юго-западной части дома и взорвалась снаружи здания. После произведенного выстрела Загорулько на своей автомашине с места преступления скрылся. За совершение данного преступления Загорулько получил от Курдюмова 300 000 рублей.
В результате взрыва гранаты в административном здании Свердловского облисполкома выбито 2 оконных стекла и частично поврежден фасад. На устранение указанных повреждений Управлением домами Советов Свердловской области затрачено 155 493 рубля.
В результате ответных действий борцов с оргпреступностью в 1994 году из страны бежал Константин Цыганов. Новым знаменем «Уралмаша» был выбран Александр Хабаров. Решение приняли без серьезных внутренних противоречий, структура верхушки «уралмашевцев» была консолидирована.
В декабре 1993 года в Москве был убит один из самых авторитетных лидеров «Уралмаша» еще с 1980-х Сергей Иванников, а в Екатеринбурге «курдюмовцы» закатали в асфальт Дмитрия Безгинова и Михаила Селиверстова. К середине 1990-х, после смерти Северёнка, убийства Бурмы и череды покушений на воров в законе и оставшихся «центровых», «уралмашевцы» захватили криминальную власть в городе.
В результате активных действий милиции и прокуратуры основная бригада киллеров «Уралмаша» отправилась за решетку, однако ее лидер Сергей Курдюмов был выпущен под залог и скрылся от следствия.
Начался этап легализации капиталов и имиджа преступного сообщества. Организованное преступное сообщество «Уралмаш» стало «Общественно-политическим союзом». Александр Хабаров не смог избраться депутатом Госдумы, но получил мандат в Екатеринбургской городской думе, Александр Куковякин стал членом палаты представителей законодательного собрания Свердловской области.
В 1990-х в сфере легальной экономики успешно работали Сергей Воробьев, Андрей Панпурин, Александр Крук, Андрей Шибаков, Анатолий Колмогоров, Игорь Новожилов, братья Писаревы, Константин Патрушев, Анатолий Клыгин, Алексей Белышев, проживающий в США Владимир Ставицкий и многие другие. Экономическая задача была выполнена успешно. Однако стратегическое решение открыто пойти в политику в конце 1990-х, как и угрозы власти с применением гранатометов в 1993 году, привели к очередной смене лидеров.
Сергей Иванников – один из самых авторитетных «уралмашевцев» с начала 1980-х. Был убит в Москве 5 декабря 1993 года в один день с Николаем Широковым. Распределение его активов привело к ликвидации внутренней оппозиции и консолидации сообщества.
Фото: Книга «Ловцы банд. Место встречи...»
Долгий поход во власть закончился для «Уралмаша» в сквере оперного театра. Там в 2004 году на «сходке авторитетов» открыто был брошен вызов возмужавшей государственной власти. Это вскоре привело к смерти Александра Хабарова, ослаблению «уралмашевского» сообщества и впоследствии к серьезной перестройке его внутренней структуры и стратегии дальнейшего развития.