Экскаваторы износились в карьерах
Минпромторг предлагает субсидировать обновление парка
Минпромторг хочет на 300 млн руб. просубсидировать замену парка карьерных экскаваторов в РФ. Чиновники говорят об износе почти 70% имеющегося парка таких машин и необходимости их обновления. При этом если не субсидировать покупку российских экскаваторов в размере до 20% от стоимости, потребители купят экскаваторы у иностранных производителей, считают в министерстве.
Минпромторг предлагает просубсидировать до 20% от стоимости новых отечественных карьерных экскаваторов при их покупке на замену такой же техники, отработавшей свой срок службы и не соответствующей современным требованиям безопасности. Причем технику нужно будет сдать на утилизацию. Согласно проекту соответствующего постановления, новый карьерный экскаватор должен быть предназначен для проведения выемочных работ при открытом способе добычи полезных ископаемых, иметь объем ковша не менее 10 кубических метров, а также иметь подтверждение о соответствии требованиям 719-го постановления о локализации. Сдаваемый в утилизацию старый экскаватор должен иметь объем ковша от четырех кубических метров.
Необходимый объем финансирования этой субсидии на 2021 год чиновники оценивают в 0,3 млрд руб., на период с 2022 года по 2024 год — 1 млрд руб.
Максимальный размер скидки в денежном выражении составит:
- 37 млн руб. для карьерных экскаваторов с номинальным объемом ковша от 10 до 12 кубических метров,
- 52 млн руб. для карьерных экскаваторов с номинальным объемом ковша от 12 до 15 кубических метров,
- 71 млн руб. для карьерных экскаваторов с номинальным объемом ковша от 15 до 20 кубических метров,
- 110 млн руб. для карьерных экскаваторов с номинальным объемом ковша от 20 до 35 кубических метров,
- 170 млн руб. для карьерных экскаваторов с номинальным объемом ковша свыше 35 кубических метров.
Минпромторг разработал документ в «инициативном порядке». Основными потребителями таких экскаваторов названы горнодобывающие и угольные компании — «Металлоинвест», «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», «Карельский окатыш», «Стойленский ГОК», «Сибантрацит», «Полюс», «Стройсервис», УГМК. Основные российские производители карьерных экскаваторов — ПАО «Уралмашзавод» и ООО «ИЗ-КАРТЭКС им П. Г. Коробкова», «выпускающие широкую линейку электрических карьерных экскаваторов». При этом отмечается присутствие на рынке зарубежных производителей экскаваторов — P&H (Komatsu), Caterpillar, Liebherr, Taiyuan — в сегментах от 20 метров кубических и более: «Так, китайский производитель — компания Taiyuan — на протяжении последних трех лет стабильно поставляет на российский рынок не менее трех машин (15–19% рынка), также увеличивается конкурентное давление со стороны компании Komatsu, которая впервые за последние пять лет поставила в первой половине 2020 года три тяжелых карьерных экскаватора».
По данным министерства, на сегодня 68% парка карьерных экскаваторов (310 из имеющихся в эксплуатации свыше 450 машин) служат более 23 лет при типовом сроке службы в 21 год.
При отсутствии субсидирования и на фоне стремления потребителей оптимизировать затраты за счет однородного парка горного оборудования возможности импортозамещения на рынке тяжелых карьерных экскаваторов будут снижены: в итоге доля иностранных производителей в ежегодных поставках вырастет на 20 п. п., до 48% к 2024 году. Отметим, действующий размер утильсбора для таких машин — почти 1,4 млн руб.
В Росспецмаше говорят о позитивном влиянии на спрос и обновление парков «программы 1432», которая позволяет приобретать со скидкой сельхозтехнику. Распространение подобной практики на карьерную технику — шаг, призванный придать дополнительный импульс развитию этой отрасли.
В «Сибантраците» “Ъ” сказали, что поддерживают инициативу, компания заинтересована в технике российского производства, потребность в обновлении составляет пять экскаваторов ЭКГ-12 (производство группы УЗТМ-КАРТЭКС).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что среди карьерных экскаваторов на долю российской продукции приходится около 20% всех продаж, а если говорить отдельно об электрических (механических) — почти 100%, так как поставки импортных экскаваторов за последние пять лет составили буквально десять штук.
«В сегменте гидравлических — наоборот, 100% импорт. УЗТМ произвел пока только одну такую машину, и она сейчас проходит испытания»,— продолжает он. Выбор вида экскаватора зависит от целей: они применяются для разных задач, в ряде проектов работают параллельно. Господин Бабанский видит потребность в обновлении имеющихся парков, так как «экскаваторы в основном ремонтируются и эксплуатируются много дольше положенного срока», а основу парка (63%) составляют экскаваторы с ковшами вместимостью 8–15 кубических метров. Эксперт видит возможность покрыть спрос мощностями УЗТМ и «Картекс».