Майя не приняли извинений
Представители древнего народа потребовали от президента Мексики не слов, а дел
Решение президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора принести представителям майя «самые искренние извинения» за происходившие в течение 500 лет зверства и преступления в отношении этого народа, было позитивно воспринято не всеми. В адрес президента посыпались призывы доказать свое раскаяние конкретными делами. В частности, разработать план развития коренных народов для преодоления среди них бедности, а также дискриминации и насилия по отношению к индейскому населению. По-прежнему бурное негодование у индейцев вызывает и главный инфраструктурный проект президента — строительство железной дороги, которая свяжет древние города майя с самыми популярными туристическими центрами полуострова Юкатан. В открытом письме главе государства активисты заверили: нет смысла просить прощения за прошлые обиды, когда в настоящем «колонизация территорий, тел, эмоций и мыслей народа майя продолжается».
«Мы осознаем то, что долгое время отрицали»
Историческое признание Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, накануне извинившегося перед народом майя за 500 лет притеснений (со стороны не только мексиканского государства, но и испанских конкистадоров), должно было стать ключевой темой состоявшейся во вторник пресс-конференции главы государства. Однако всю повестку поломала катастрофа в Мехико: в результате обрушения метромоста в то время, когда по нему шел поезд, погибли по меньшей мере 23 человека, еще 73 пострадали.
Тем не менее в ходе пресс-конференции Андрес Мануэль Лопес Обрадор нашел время, чтобы представить почтовую марку, посвященную народу майя и его «социальной борьбе» за свои права. А после общения с журналистами господин Лопес Обрадор отправился на двусторонние переговоры с Алехандро Джамматеи, возглавляющим Гватемалу — страну, где представителями майя считают себя более половины 12-миллионного населения.
Накануне господа Джамматеи и Лопес Обрадор приняли участие в торжественной церемонии в городе Фелипе-Каррильо-Пуэрто (южный штат Кинтана-Роо на полуострове Юкатан). Выступая, мексиканский лидер заявил:
«Здесь, в соответствии с этическим императивом правительства, но также и по собственному убеждению мы приносим самые искренние извинения народу майя за ужасные злоупотребления, которые были совершены частными лицами и национальными и зарубежными властями во время конкисты, за три века колониального владычества и двести лет независимой истории Мексики».
Время и место были выбраны не случайно: церемония была приурочена к юбилею ключевого события так называемой Юкатанской войны рас — восстания индейцев майя, которое началось в 1847 году. 5 мая 1901 года мексиканские войска отбили у повстанцев столицу сопротивления — город Чан-Санта-Крус (старое название Фелипе-Каррильо-Пуэрто). После этого индейцы переместились в другой город — Тулум, расположенный на побережье Карибского моря. Столкновения с большей или меньшей интенсивностью продолжались до 1935 года, когда в Мехико был заключен мирный договор. Но именно взятие города Чан-Санта-Крус считается переломным моментом в противостоянии, в общей сложности унесшем жизни 30–40 тыс. человек.
В своем выступлении мексиканский президент с сожалением напомнил, что после начала восстания майя значительная часть мексиканского общества выступала за то, чтобы — «хотя это сейчас может показаться невероятным — полностью покончить с коренным населением». «Такие газеты, как El Universal, El Globo и El Siglo Diez y Nueve, требовали формирования армейского корпуса, предназначенного исключительно для уничтожения повстанцев без какого-либо перемирия»,— напомнил он. Следующий черный период наступил для майя во время правления Порфирио Диаса, многолетнего лидера Мексики в конце XIX — начале XX века. Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что тогда речь шла об особой жестокости по отношению к майя.
В своей речи президент отметил: нынешнее великолепие региона не должно заставлять забыть, что «там живут потомки тех, кто пострадал от самой бесчеловечной несправедливости — войны на истребление».
«На протяжении веков эти люди подвергались эксплуатации и жестокому обращению»,— сказала, в свою очередь, министр внутренних дел Ольга Санчес Кордеро. «Сегодня мы осознаем то, что долгое время отрицали, — ошибки и несправедливость, совершенные в отношении народа майя»,— добавила она, попросив прощение не только за «несправедливость на протяжении всей истории», но и за дискриминацию, которая существует по сей день.
Цивилизация древних майя формировалась в период с 2000 года до н. э. до 250 года н. э. Большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250–900 годы н. э.). Они находились на территории Мексики, Белиза, Гондураса, Гватемалы и Сальвадора. Около 850 года после нескольких веков процветания майя стали покидать свои города. Точная причина этого до конца не известна, одна из превалирующих версий — установившаяся в регионе засуха, которая вынудила индейцев искать новые места для проживания. К моменту открытия Америки испанцами цивилизация пришла в упадок. В настоящее время в Мексике и странах Центральной Америки проживают около 5 млн майя. Некоторые их древние города — Паленке, Чичен-Ица и Ушмаль (Мексика), Тикаль и Киригуа (Гватемала), Копан (Гондурас), Хойя-де-Серен (Сальвадор) — включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Циничная и подлая просьба о прощении»
Однако потомки древней цивилизации восприняли слова президента Мексики без должного пиетета. Так, выступая на церемонии, представитель майя Ана Карен Дзиб Поот попросила президента не ограничиваться словами, а заняться конкретными делами для защиты коренных народов, в частности, создать «комиссию памяти и признания», разработать план развития коренных народов для решения их насущных проблем, а также обеспечить защиту прав человека.
Представитель майя Альфаро Йам Кануль предложил конкретный способ помочь индейцам — разрешить им развивать туризм в биосферном заповеднике Сиан-Каан (в переводе с языка индейцев — «там, где начинается небо»).
Заповедник занимает почти треть карибского побережья Мексики, общая площадь охраняемых территорий — 5 280 кв. км. По словам активиста, эти земли были «украдены у майя наихудшим образом, без каких-либо уведомлений или консультаций». Сейчас в заповедник можно съездить лишь с однодневной экскурсией. А любое капитальное строительство там запрещено. Альфаро Йам Кануль заверил, что строительство больших зданий и не предполагается, а вот развитие экологического туризма очень помогло бы коренным народам.
Некоторые его соплеменники действовали более решительно. Так, группа активистов перекрыла автотрассу, по которой должен был проехать президент. Местные жители, в частности, были недовольны тем, на каких условиях их собираются выселять из мест проживания ради строительства крупнейшего инфраструктурного проекта президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора — «Поезда майя».
Речь о новом железнодорожном маршруте протяженностью 1,5 тыс. км, который пройдёт через пять штатов. Железная дорога, пролегающая через джунгли и древние города майя, соединит города Паленке и Канкун. Часть путей была проложена давно, часть надо построить с нуля. В целом проект должен быть завершен к 2024 году, он призван стать новой туристической приманкой региона. Глава государства утверждает, что реализация проекта дополнительно привлечет в археологические зоны миллионы иностранных туристов, что позитивно скажется на экономике пяти штатов и всей страны. Критики проекта уверены, что строительство нанесет непоправимый ущерб экологии (в частности, будут вырублены деревья и разрушена среда обитания ягуаров) и навредит традиционным индейским сообществам. Возгласы противников «Поезда майя» были слышны и во время торжественной церемонии в Фелипе-Каррильо-Пуэрто.
Недовольные политикой властей Мексики начали кампанию U Jeets'el le ki'ki 'kuxtal («За достойную жизнь»).
Они отвергли извинения президента и уверяют, что руководство страны по-прежнему ни во что не ставит жизни и права коренных народов. В опубликованном в Facebook открытом письме активистов утверждается, что президент относится к майя как к неразумным людям, не способным принимать решения, касающиеся их будущего. В этом обращении Андрес Мануэль Лопес Обрадор сравнивается с Порфирио Диасом — тем самым президентом, которого он жестко раскритиковал в своей речи. По мнению авторов петиции, между двумя лидерами нет никакой разницы: «Нынешний президент совершает тот же поступок, что и Порфирио Диас. Прося прощения, он при этом приглашает крупные корпорации, из-за чего люди лишаются собственности, немногие накапливают капиталы, а народы нищают». Прозвучала критика в адрес предпринимателей, которые, как утверждается в послании, опустошают леса, загрязняют воду, засевают поля трансгенными растениями и эксплуатируют народ майя. Не обошли стороной и представителей индустрии туризма. Критике подверглось даже само использование слова «майя» в названии железнодорожного мегапроекта.
«Вы так много говорите о развитии. Но это развитие больше похоже на ад, который распространяется как чума…
Какой смысл извиняться перед Матерью-Землей, когда джунгли буквально опустошены агробизнесом, строительным сектором и туристической отраслью? Какой смысл просить прощения за прошлые обиды, когда в настоящем колонизация наших территорий, наших тел, эмоций и мыслей продолжается каждый день со все большей жестокостью и интенсивностью?» — задают риторические вопросы авторы открытого письма. И добавляют, что «просить прощения имело бы смысл, если бы ущерб, нанесенный народу майя, был немедленно устранен и компенсирован».
«Нет, господин президент, мы не принимаем вашего прощения! Этой циничной и подлой просьбы о прощении»,— заявили радикально настроенные потомки древней цивилизации.