Кинотеатры открыли залы
Число кинопоказчиков вернулось к докризисному
В мае число работающих кинотеатров в России почти вернулось к уровню до начала пандемии, подсчитали в «Невафильм Research». Опасения, что карантин погубит до четверти рынка, а зрители массово останутся смотреть кино дома, оказались преувеличены. Закрылось только 7–8% кинозалов, а отток в онлайн-кинотеатры не превысил 5% аудитории, говорят участники рынка.
“Ъ” ознакомился с исследованием «Невафильм Research». Там подсчитали, что число работающих кинотеатров в апреле—мае 2021 года почти достигло уровня начала 2020 года и всего на 1% уступает марту 2020 года. Так, по состоянию на 1 марта прошлого года в стране работало 2090 кинотеатров с 5585 залами. К 1 мая 2021 года — 2078 кинотеатров с 5569 залами, уточнила аналитик «Невафильм Research» Светлана Мудрова.
В начале пандемии, 17 марта 2020 года, российские кинозалы закрылись на несколько месяцев, и Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) прогнозировала, что не откроются 20–25% из них. Даже по окончании карантина кинотеатры не сразу возобновили показы: в августе 2020 года работали около 1 тыс. из них с примерно 3 тыс. залов. Не все регионы разрешили кинотеатрам открыться, репертуар из-за переноса крупных премьер был бедный, требования Роспотребнадзора по заполняемости залов также ограничивали зрительский поток.
Но прогноз оказался слишком пессимистичным: закрылось всего 7–8% кинозалов и продолжают запускаться новые, так что уже 1 апреля их число практически догнало допандемийный уровень, объясняет председатель АВК Олег Березин.
По данным Фонда кино, в 2019 году кассовые сборы в России составили 55,4 млрд руб., а в 2020 году — упали на 59%, до 22,8 млрд руб. В конце прошлого года правительство выделило на поддержку киноотрасли 4,2 млрд руб. Субсидии распределили между 500 прокатчиками и 30 кинопроизводственными компаниями, уточнил бывший заместитель министра культуры Максим Ксензов.
Госсубсидия, которую выделили на поддержку кинотеатров, серьезно помогла, уверен Олег Березин.
«Хотя Голливуд отодвигал премьеры, остаточно вышли в прокат российские фильмы, плюс опасения, что зрители будут смотреть кино дома онлайн, оказались преувеличенными»,— отметил эксперт.
Сейчас, по его оценке, посещаемость и кассовые сборы составляют примерно 80% от доковидных. «И хотя зрителей меньше, растет средняя цена билета, что подгоняет доходы. Если ничего экстраординарного не случится, на этом уровне мы год и закончим»,— надеется Олег Березин.
«По результатам первого квартала мы на 20% отстаем от 2019 года,— говорит директор по маркетингу объединенной киносети “Синема парк” и “Формула кино” Сергей Кузнецов.— Рассчитываем сравняться с допандемийным уровнем, но это будет зависеть от выхода и переносов западных релизов и ограничительных мер в связи с пандемией». Отток в онлайн-кинотеатры, по оценкам сети, в 2020 году составлял около 20% в связи с пятимесячным карантином в офлайне, но уже в январе—марте опустился до 3–5%.
Есть несколько сценариев по бокс-офису, отмечает президент сети «Каро» Ольга Зинякова: «Все они зависят от мер, принятых в отношении кинотеатров: будет ли увеличена заполняемость залов, не будет ли переносов больших голливудских релизов». По ее мнению, все работающие рынки уже показали, что «масштабного ухода аудитории в онлайн не произошло», но кинотеатрам нужно большое кино как драйвер.
«Схлопывания цифрового окна (промежуток между офлайн- и онлайн-премьерами) тоже не случилось»,— отмечает госпожа Зинякова. Скорее, по ее мнению, онлайн-сервисы сейчас больше конкурируют между собой, экспериментируя с форматами и ценами.