«Я агент России»
Суд отклонил иск журналистки к Минюсту о статусе иноагента
Псковский городской суд отказал журналистке Людмиле Савицкой, которая оспаривала решение Минюста о включении ее в реестр так называемых физлиц-СМИ-иностранных агентов. В зале суда госпожа Савицкая заявила, что считает себя «агентом граждан России», и потребовала от МИДа пояснить, агентом какой зарубежной страны ее считают. Не получив ответа, журналистка назвала происходящее «сюром». Ее адвокат указывает, что ключевые документы в деле имеют статус «для служебного пользования» — на них нельзя будет сослаться в апелляции.
В начале заседания журналистка заявила, что расценивает присвоение статуса иноагента как преследование из-за профессиональной деятельности. «Вы перепутали агентов, господа из Минюста. Не с теми воюете. Я агент России, агент моих замечательных сограждан,— сказала она.— ''Первый канал'', ''Россия-1'', НТВ не расскажут с экранов о реальных проблемах людей. Вы переворачиваете все с ног на голову. Человека, который текстами помогает людям, вы обзываете иноагентом».
Госпожа Савицкая заявила, что «настоящие иноагенты» — «это те, кто каждый день принимает репрессивные законы, отбирает у людей права на нормальную жизнь и свободу, запрещает под страхом тюрьмы говорить правду».
Когда суд начал исследовать документы, выяснилось, что госпожа Савицкая не получила уведомления о включении в реестр: Минюст отправил его в общежитие Псковского госуниверситета, где истица никогда не была прописана. Представитель ведомства пояснил, что взял данные у московской прокуратуры и считает уведомление надлежащим: ведь госпожа Савицкая узнала о включении в реестр в трехдневный срок, пусть и в результате звонков из СМИ.
Напомним, журналистка Людмила Савицкая была в числе первых так называемых физлиц-СМИ-иностранных агентов — ее включили в соответствующий реестр в декабре 2020 года. Согласно заявлению Минюста, поводом стали «иностранное финансирование» (подробностей ведомство не сообщило), а также ее работа на «Радио Свобода» (тоже признано так называемым СМИ-иноагентом) и распространение собственных материалов в социальных сетях. Вместе с госпожой Савицкой в реестр попали журналисты Денис Камалягин и Сергей Маркелов, фемактивистка Дарья Апахончич и правозащитник Лев Пономарев. В марте 2021 года все они подали иски, оспаривающие это решение.
По мнению адвоката журналистки Татьяны Мартыновой, Минюст не предоставил достаточных доказательств, что страница в Facebook, на которой распространялись материалы «Радио Свобода», принадлежит именно Людмиле Савицкой. В ответ ведомство указало, что это утверждает Роскомнадзор. Также в материалах не было выписок движения денег по счетам госпожи Савицкой. При этом документы из МИДа, прокуратуры и ряда других ведомств были присланы в суд под грифом «для служебного пользования» (ДСП). С ними не дали ознакомиться ни журналистке, ни ее представителю — только огласили.
Сама Людмила Савицкая удивлена подборкой материалов, которые московский Центр «Э» представил суду в качестве примеров ее профессиональной деятельности. Речь в них шла о судебных делах в отношении нежелательной организации и о политических активистах и журналистах, подвергающихся преследованию. Госпожа Савицкая заявила “Ъ”, что вообще-то она — социальный журналист и больше пишет о бытовых проблемах граждан, а подборка материалов сделана, чтобы внушить суду, будто вся ее профессиональная деятельность сводится к критике российского политического режима.
В ходе заседания Людмила Савицкая попыталась уточнить у МИДа, агентом какой страны ее считает ведомство, но ответа не получила. Перед тем как судья Татьяна Семенова удалилась для принятия решения, госпожа Савицкая заявила, что считает происходящее «сюром»: «Наша страна говорит о себе как о демократической. У нас в Конституции есть статья о свободе слова. И в этой стране журналист, сотрудничающий с известным международным СМИ, получает статус иностранного агента за то, что делает свою работу. Вы считаете, что не нарушены мои права?» Через 15 минут судья вернулась и отказала госпоже Савицкой в удовлетворении иска.
После заседания Людмила Савицкая сказала “Ъ”, что у нее «не было иллюзий насчет российского правосудия»: «Для меня было важно сказать, чей я на самом деле агент,— вот я попыталась. Меня называют иностранным агентом, но не говорят за что, не говорят, какой страны. Это ни Оруэллу, ни Кафке, никому не могло присниться». Журналистка намерена обжаловать решение вплоть до ЕСПЧ. Адвокат Татьяна Мартынова также готова обжаловать решение, но предвидит сложности. По ее словам, представитель Минюста «отвечал на все вопросы формально и заученными фразами», а она сама и ее доверитель «фактически не имели возможности ознакомиться с рядом документов под грифом ДСП». «Суд их только огласил, в материалах дела их не будет. Непонятно даже, как на них ссылаться при апелляции»,— отмечает адвокат.