«Наполеон Бонапарт — это часть нас»
Эмманюэль Макрон почтил память императора Франции
В Париже в среду состоялась торжественная церемония по случаю 200-летия со дня смерти Наполеона Бонапарта, скончавшегося 5 мая 1821 года на острове Святой Елены. Президенту Франции Эмманюэлю Макрону памятная дата позволила выступить с политическим жестом, считает обозреватель “Ъ” Галина Дудина.
«Наполеон Бонапарт — это часть нас. Произнести его имя — значит заставить вибрировать тысячи струн воображения,— говорил Эмманюэль Макрон.— Уроки этого воина и стратега, строителя и реформатора Франции сохраняют свое значение вплоть до нашего времени. Уроки этого стратега, воина, законодателя дошли до нашего века».
Во всяком случае, сердце восьмого президента Пятой республики фигура Наполеона Бонапарта явно волновала. В среду господин Макрон принял участие в памятной церемонии по случаю 200-летия со дня смерти императора — сперва в Институте Франции, затем уже в Доме инвалидов. Там ровно в 17:49 — точно в то время, когда Наполеон скончался на острове Святой Елены — президент с супругой возложили венок к могиле, куда были перенесены останки Бонапарта. Послушать президента собрались главы обеих палат парламента, потомки семьи Бонапартов, приглашенные французские академики и старшеклассники.
«Настоящие победы, единственные, которые не оставляют места для малейшего сожаления,— те, что одерживаются над невежеством»,— сразу же напомнил им Эмманюэль Макрон цитату самого императора.
Таким образом, с первых же слов он постарался перевести свою речь из политической плоскости в историческую, напомнив о реформах и даже застройке Парижа той эпохи. В такие моменты выступление президента больше напоминало камерную лекцию по истории, прочитанную в узком кругу. Но лекцией о прошлом он не ограничился. «Один человек может изменить ход истории,— напомнил господин Макрон.— Если бы не выбор, который ему приходилось делать каждый раз, его талант полководца и тактика, его энергичность, все могло бы быть иначе, судьба Франции сегодня была бы другой. Наполеона любят за то, что его жизнь и судьба — это про шанс, риск, воображение и умение оставаться собой».
В России, по данным опроса «Левада-центра» (внесен Минюстом в реестр так называемых иностранных агентов), в 2017 году Наполеон вошел в десятку самых выдающихся людей всех времен и народов. А на родине среди исторических деятелей его может обогнать по популярности только генерал Шарль де Голль. Тем не менее перед президентом Макроном стояла непростая задача: на фоне накрывшей страны Запада в последние годы волны ревизии истории тема необходимости чествования исторического деятеля начала XIX века также не раз становилась предметом для дебатов. Так что господин Макрон на всякий случай оговорился, что вовсе не стоит поддерживать ни восстановление рабства во французских колониях (где оно просуществовало до середины XIX века), ни ту безоглядность, с которой в те времена вели себя полководцы, не считавшиеся с человеческими потерями. Если Наполеона обвиняли в пятимиллионных потерях среди французского населения, то с тех пор, как заверил президент, Франция «поставила ценность человеческой жизни выше всего, будь то в войнах или пандемиях».
Вместе с тем президент призвал слушавших его старшеклассников «смотреть в лицо своей истории» и не пытаться судить о прошлом по критериям настоящего.
«Франция имеет давнюю историю, и мы принимаем ее целиком — от Хлодвига I до наших дней,— отметил он.— Как французы вы являетесь частью истории. Но вы не несете за нее ответственности и не охраняете ее. Вы можете любить ее или критиковать, но ее нужно изучать, ибо она вас формирует. И вам ее продолжать».
Впрочем, перед самим оратором, очевидно, не стояло вопроса, принимать ли участие в памятных мероприятиях по случаю 200-летия смерти Наполеона. Ведь продолжать играть роль в истории Франции был намерен и сам господин Макрон. Хотя официально о своей кандидатуре президент еще не заявлял, мало кто сомневается в том, что он рассчитывает принять участие в выборах весной будущего года. И возможности за год до этого приподняться над фигурой первого императора Франции Эмманюэль Макрон упустить не мог.