Еда все дороже
Мировые цены на продовольствие продолжают расти
Рост цен на продовольствие в мире продолжается — в апреле, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), они достигли шестилетнего максимума. Средний индекс продовольственных цен, составивший 120,9 пункта, за год поднялся на 30,8%. Такая динамика сложилась из-за подорожания растительного масла, мяса, молочной продукции, зерновых, но сильнее всего — сахара.
Мировые цены на продовольствие в апреле достигли шестилетнего максимума — как сообщила в четверг ФАО, средний индекс продовольственных цен составил 120,9 пункта, что на 30,8% выше показателя апреля 2020-го и на 1,7% больше мартовского значения 2021 года.
Индекс поднялся до самого высокого уровня с мая 2014-го, но исторический максимум пока не обновил — в номинальном выражении он на 12% ниже рекордного значения, зафиксированного в феврале 2011 года.
Мировые цены на продовольствие растут уже одиннадцатый месяц подряд — это, по данным ФАО, обусловлено прежде всего подорожанием сахара, растительного масла, мяса, молочной продукции и зерновых. Сильнее всего выросли цены на сахар — на 3,9% за месяц и почти на 60% за год, что объясняется высоким спросом на фоне возможного сокращения мирового предложения в сезоне 2020/21 из-за медленной уборки урожая в Бразилии, которая является крупнейшим экспортером сахара в мире, а также из-за потерь от заморозков во Франции. В ФАО отмечают, что рост цен несколько сдержали прогнозы больших объемов экспортных поставок из Индии и незначительное снижение цен на нефть.
Остальные виды продовольствия тоже подорожали, но не так сильно, как сахар,— в среднем рост индекса цен на масло, мясо, молочную продукцию колеблется в пределах от 1,2% до 1,8%, цены на зерновые несколько выросли после снижения в марте.
Подъем мировых цен на продовольствие является одной из причин подорожания продуктов и на внутреннем рынке РФ — под их влиянием в 2020 году в России поднялись в цене, в частности, сахарный песок (рост на 64,5% в годовом выражении) и подсолнечное масло (25,9%). Как прогнозировали в конце февраля аналитики Bloomberg, влияние роста цен на продукты в мире окажется неравномерным и сильнее всего проявит себя в так называемых горячих точках — в крупнейших странах со средним уровнем доходов населения, которое тратит на еду большую часть потребительской корзины (среди них — Турция, Индия, Бразилия, Нигерия и Россия).
Российские власти эти выводы тогда назвали спекулятивными, сообщив об использовании «экономических инструментов» для сдерживания влияния роста мировых цен на внутренние, а также об адресных мерах поддержки производителей. Так, для сдерживания цен на сахар и подсолнечное масло в декабре правительство инициировало подписание соглашения с производителями, ограничивающие предельную розничную цену на эти товары. Изначально соглашения были заключены до 1 апреля, но затем были продлены: для сахара они будут действовать до 1 июня, для масла — до 1 октября этого года.
Однако, как отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, эти меры хоть и оказали влияние на цены, но «очень ограниченное и краткосрочное» — уже в апреле регулятор зафиксировал возобновление роста цен на сахар и ускорение — на масло.
В связи с этим Банк России отмечал, что нужно быстрее переходить от административных мер регулирования к рыночным. Статистики по продовольственным ценам в России за апрель пока нет, а в марте их рост составил 7,6% в годовом выражении.