«Он выдал им самую высокую из наград»
Почему французский полк Красной армии неожиданно не стал дивизией
О боевом пути воевавшего на советско-германском фронте авиаполка «Нормандия-Неман», казалось бы, уже давно известно все. Но были и не афишируемые обеими сторонами эпизоды. Так, в мае 1945 года генерал де Голль счел, что из-за его договоренности со Сталиным французских летчиков могут задержать в СССР. Мы впервые публикуем документы о неизвестных сторонах истории знаменитой истребительной авиачасти.
Из записи беседы председателя Совета народных комиссаров СССР, председателя Государственного комитета обороны СССР маршала И. В. Сталина с председателем Временного правительства Французской Республики генералом Ш. де Голлем, 2 декабря 1944 года.
…Тов.Сталин спрашивает, достаточно ли у де Голля летчиков.
Де Голль отвечает, что у него очень мало летчиков, а те летчики, которые находились во Франции, нуждаются в переобучении, так как они 4 года не летали, а кроме того, не знают современных самолетов.
Тов.Сталин говорит, что на нашем фронте хорошо сражается авиационный полк «Нормандия», укомплектованный французскими летчиками (технический и обслуживающий персонал полка был советским.— «История»)..
Де Голль говорит, что ему это известно и что французы гордятся своими летчиками, сражающимися в России против немцев.
Тов.Сталин говорит, что это хорошие летчики и что если де Голль нуждается в летных кадрах, то мы могли бы возвратить этих летчиков во Францию.
Де Голль говорит, что, сражаясь здесь, в России, эти летчики приносят большую пользу общему делу.
Тов.Сталин говорит, что если бы у нас было достаточно кадров, то мы развернули бы из этих летчиков дивизию.
Де Голль говорит, что он может дать для этого людей...
Из доклада начальника Генерального штаба Красной армии генерала армии А. И. Антонова заместителю председателя Государственного комитета обороны СССР, наркому иностранных дел СССР В. М. Молотову, 8 декабря 1944 года.
…генерал Славин (начальник Управления специальных заданий Генерального штаба Красной армии.— «История») имел встречу с Главой Французской Военной миссии дивизионным генералом ПЕТИ.
На этой беседе генерал Славин сообщил генералу ПЕТИ, что командование Красной Армии не имеет возражений против развертывания авиационного полка «Нормандия» в авиационную дивизию.
Из сообщения заместителя командующего ВВС Красной армии генерал-полковника авиации А. В. Никитина начальнику отдела внешних сношений Народного комиссариата обороны СССР генерал-майору М.П. Кутузову, 19 февраля 1945 года.
1. В СССР — в составе ВВС КА был и находится только один французский полк «Нормандия». Остальные полки дивизии должны быть вновь сформированы, обучены и подготовлены для боевой работы. Один из них — истребительный полк аналогичный полку «Нормандия», второй — бомбардировочный полк. Таким образом, в состав дивизии будут входить: штаб дивизии, два истребительных полка, один бомбардировочный и рота связи.
Состав экипажей бомбардировочного полка (что уже более года известно генералу ПЕТИ) состоит из трех человек — летчика, штурмана и стрелка-радиста. Назначение каждого из них определяется их названием.
2. Советское Командование готово уже сейчас принять личный состав для формируемых частей. Так как все организационно-штатные вопросы уточнены, с Главой Французской Военной миссии дивизионным генералом ПЕТИ — согласованы и разрешены.
3. Перед генералом ПЕТИ уже поставлен вопрос о присылке личного состава для формируемых частей. Это определяет сроки начала формирований. Что же касается конца, то это будет зависеть от сроков прибытия и качества подготовки прибывшего личного состава.
4. Возмещение ежемесячных потерь более целесообразно взять из боевого опыта частей дивизии, так как эти данные носят сугубо субъективный характер данной части.
Из записи беседы И. В. Сталина с послом Франции в СССР генералом армии Ж. Катру, 19 марта 1945 года.
…Катру говорит, что он хотел бы затронуть тот вопрос, по которому он несколько раз говорил с советскими военными, это вопрос о полковнике Пуайяде (Пьер Пуйяд в 1943–1944 годах командовал эскадрильей, а затем авиаполком «Нормандия».— «История»). Когда де Голль был в Москве, то Маршал Сталин дал Пуайяду хорошую оценку и выдвинул предложение о преобразовании авиационного полка «Нормандия» в авиационную дивизию. Де Голль полагал, что Пуайяд сможет стать командиром этой дивизии. Однако когда об этом уведомили русских военных, то с их стороны была проявлена некоторая сдержанность по отношению к Пуайяду. Когда Катру беседовал по этому вопросу с генералом Антоновым, то генерал Антонов и в особенности присутствовавший на беседе советский маршал авиации сказали, что Пуайяд недостаточно силен, чтобы командовать дивизией. Катру замечает, что де Голль, который желал бы действовать всегда в согласии с Маршалом Сталиным, тем не менее был бы рад видеть Пуайяда во главе авиационной дивизии «Нормандия».
Тов. Сталин отвечает, что это обычная история. Наши военные, которые получили за время войны высокие ранги и заняли высокие посты, проявляют излишнюю осторожность при выдвижении молодых кадров. Он, тов.Сталин, не согласен с такими военными и считает, что полковник Пуайяд может занять пост командира дивизии, что он достаточно силен для того, чтобы справиться с командованием.
Катру благодарит тов. Сталина и обещает телеграфировать де Голлю об ответе тов. Сталина…
Из записки заместителя народного комиссара иностранных дел СССР В. Г. Деканозова генералу армии А. И. Антонову, 18 мая 1945 года.
Наш посол во Франции тов. Богомолов 9 мая с/г прислал в НКИД СССР список 8-й группы летчиков «Нормандия», состоящий из 17 пилотов, для выдачи им въездных виз в СССР.
При этом тов. Богомолов А. Е., в связи с капитуляцией Германии, интересуется, следует ли ожидать изменений в вопросе о формировании дивизии «Нормандия».
Из доклада заместителя начальника отдела внешних сношений Народного комиссариата обороны СССР подполковника Студенова генерал-полковнику авиации А. В. Никитину, 15 мая 1945 года.
Для сведения направляю сообщения, полученные от Заместителя Главы Советской Военной Миссии в Париже — полковника ЛАПКИНА:
«Летчики авиадивизии "НОРМАНДИЯ", готовящиеся к отправке в СССР, обеспокоены их дальнейшим использованием. Среди них ходят слухи о возможном направлении дивизии "НОРМАНДИЯ" на восток. Желающих воевать с Японией среди летчиков дивизии "НОРМАНДИЯ", готовящихся к отъезду в СССР, нет…».
(16 мая 1945 года глава Французской Военной миссии дивизионный генерал Э. Пети на встрече с командованием ВВС Красной армии попросил организовать отправку как воевавших на советско-германском фронте, так и прибывших для формирования дивизии летчиков «Нормандия-Неман» во Францию, но в ожидаемые им короткие сроки ответа не получил.— «История»)
Из письма дивизионного генерала Э. Пети генерал-майору М. П. Кутузову, 28 мая 1945 года.
Как продолжение наших недавних бесед по вопросу Французской Авиационной Дивизии в СССР, имею честь довести до Вашего сведения, что меня информировал Французский Посол в СССР о том, что Французское Правительство решило вернуть во Францию различные подразделения этого соединения.
Я прошу Вас устроить как можно быстрее беседу с компетентными представителями для выяснения различных вопросов, относящихся к этому решению.
Из письма посла Франции в СССР генерала армии Ж. Катру В. М. Молотову, 1 июня 1945 года.
Я имею честь направить Вам при сем послание, которое Генерал де Голль просил меня препроводить Господину Маршалу Сталину.
Я был бы благодарен, если бы Вы соблаговолили передать этот документ по его назначению.
Прощу Вас, Господин Народный Комиссар, принять уверения в моем весьма высоком уважении.
Из письма председателя Временного правительства Французской Республики генерала Ш. де Голля И. В. Сталину, приложенного к письму Ж. Катру.
Ввиду того, что боевые действия в Европе закончены, я прошу Вас передать в распоряжение французской авиации полк «Нормандия-Неман». Я пользуюсь этим случаем, чтобы еще раз поблагодарить Вас за то, что Вы приняли французских летчиков в ряды славной советской Авиационной Армии и снабдили их оружием для участия в боях против нацистского врага. Братство по оружию, скрепленное таким образом на полях сражений, предстает в нашей победе, как надежный залог дружбы обоих народов — советского и французского.
Из черновика написанного И. В. Сталиным ответа генералу Ш. де Голлю.
Ваше послание от 2 июня получил. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман» находится в Москве и готов к отъезду во Францию. С советской стороны не было и нет какого-либо повода к задержке его отбытия во Францию. Полк пойдет на родину в полном вооружении, то есть при самолетах и авиационном вооружении маршрутом через реку Эльба и дальше на Запад. Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на восточном фронте более, чем удовлетворительно (в окончательном варианте слова «более, чем удовлетворительно» Сталин заменил на «мужественно и с полным успехом».— «История»). Пусть это будет скромным даром Советского Союза авиации Франции и символом дружбы наших народов.
Прошу принять мою благодарность за хорошую боевую работу полка на фронте борьбы с немецкими войсками.
(Полк был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. В полку, согласно списку на перерасчет выплаты содержания с декабря 1942 года по 7 июня 1945 года, было 102 французских военнослужащих. Советские правительственные награды получили 96, четверо из них были удостоены звания Героя Советского Союза. По данным советского командования, в боях погибло 44 пилота.— «История»)
Из шифротелеграммы В. М. Молотова послу СССР во Франции А. Е. Богомолову, 5 июня 1945 года.
Направьте де Голлю при своем личном письме на имя Бидо (министра иностранных дел Франции.— «История») ответ тов. Сталина…
Исполнение телеграфьте.
Из письма посла Ж. Катру В. М. Молотову, 5 июня 1945 года.
Я имею честь поблагодарить Вас за то, что Вы соблаговолили сообщить мне текст послания, которое Богомолов должен передать Генералу де Голлю от Маршала Сталина.
Дело Генерала де Голля ответить на это послание и выразить то глубокое чувство благодарности, которое пробудит в сердцах всех французов благородное намерение Маршала Сталина.
Что касается меня, то я считаю, что я не выполнил бы своего долга представителя Франции, долга солдата и друга Вашей страны, если бы не попросил Вас высказать Маршалу Сталину мою личную благодарность. Предоставляя летчикам «Нормандии-Немана» честь сохранить то оружие, с которым они шли на врага, и возвратиться на родину на своих боевых самолетах,— он выдал им самую высокую из наград.
(20 июня 1945 года пилоты полка «Нормандия-Неман» на истребителях Як-3 прилетели в Париж, где состоялась их торжественная встреча. 52 летчика, прибывших в СССР на формирование дивизии, возвратились на родину через Бухарест в июле 1945 года на транспортных самолетах.— «История»).
Из доклада начальника импортного управления ВВС Красной армии генерал-майора авиации С. Т. Левандовича в Наркомат иностранных дел СССР, 17 июля 1945 года.
Глава французской Военной Миссии в СCCP в письме от 10 июля 1945 г. на имя командующего ВВС КА Главного Маршала авиации НОВИКОВА сообщил, что начальник Генерального штаба французской авиации просит, чтобы советский технический персонал (16 чел.), сопровождающий французский полк «НОРМАНДИЯ», задержался во Франции до 15 августа, а не до 30 июля, как это было намечено ранее.
Просьба мотивируется тем, что по различным причинам задерживается обучение французского технического состава.
Из сообщения заместителя начальника 1-го управления Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной армии полковника М. А. Мильштейна генерал-лейтенанту Н. В. Славину, 12 ноября 1945 года.
Для Вашего сведения сообщаю, что некоторые французские газеты обвиняют французского министра авиации ТИЙОНА в развале работы министерства и военно-воздушных сил. Эти газеты мотивируют это заявление тем, что якобы ТИЙОН ориентируется на СССР, который не хочет помогать развитию французской авиации.
В качестве примера газеты приводят факт, что СССР преподнес Франции «элегантным жестом» 40 самолетов, а запасных частей к ним не дал, в результате чего самолеты бездействуют.
Из письма В. М. Молотова послу Ж. Катру, 17 ноября 1945 года.
В связи с Вашим письмом и нашей беседой от 5 ноября по вопросу о желании Французского Правительства приобрести в СССР самолеты Як-3 и Як-7, а также запасные части для самолетов Як-3 сообщаю, что в настоящее время Советское Правительство, к сожалению, не имеет возможности продать указанные самолеты, так как производство их в связи с окончанием войны было сокращено.
Что же касается запасных частей к самолетам Як-3, то хотя это и будет связано с некоторыми трудностями, Советское Правительство согласно частично удовлетворить просьбу Французского Правительства. В соответствии с этим Народному Комиссариату Внешней Торговли даны необходимые указания.