«Как можно было не прийти?»
Русскоязычное население Берлина отметило День Победы в условиях локдауна
Второй год подряд русскоязычное население Берлина отмечало День Победы в условиях действующего в Германии общенационального локдауна. В минувшее воскресенье тысячи людей пришли в Трептов-парк, где находится крупнейший за пределами бывшего СССР мемориал советским солдатам, чтобы возложить цветы к монументу «Воин-освободитель». Их не остановили ни запрет на массовые мероприятия, ни боязнь заразиться коронавирусом.
Мемориальный комплекс в Трептов-парке из года в год на 9 Мая становится точкой притяжения русскоязычного населения Берлина. Выходцы из России и стран СНГ, немцы с русскими корнями и бывшие граждане ГДР стекаются в парк, чтобы отметить здесь День Победы и почувствовать себя частью русскоязычного мира, связанного общей историей. Концерты, массовые акции и гуляния в парке, по традиции сопровождавшие празднование, с наступлением пандемии коронавируса были отменены, равно как и шествие «Бессмертного полка». Тем не менее в этот день в Трептов-парке слышалась преимущественно русская речь.
Первые посетители начали подтягиваться к мемориалу еще утром, сразу после завершения официальной церемонии возложения венков, в которой участвовали посол России в ФРГ Сергей Нечаев, представители стран СНГ и Германии. Русскоговорящие берлинцы с цветами вереницей поднимались по высоким ступеням к постаменту, на котором возвышается монумент «Воин-освободитель», и один за другим исчезали в маленьком памятном зале. Спустя минуты люди спускались обратно, уже без цветов.
До полудня на территории мемориального комплекса было не особенно многолюдно, но чем больше времени показывали часы, тем больше людей съезжалось к Трептов-парку.
Одноименная станция S-Bahn (берлинская городская электричка) напоминала московское метро в час-пик: желающие сойти на ней сливались в одну большую толпу, которая говорила по-русски и раздваивалась ближе ко входу в парк. Оттуда люди расходились по двум дорогам лишь затем, чтобы через десять минут встретиться вновь — уже на территории мемориала.
Здесь были пожилые пары, семьи с детьми и много молодежи: по самым скромным подсчетам, одновременно на территории парка находилось несколько сотен русскоговорящих. И если одни приходили лишь возложить цветы, то другие посещали парк с намерением провести здесь несколько часов. Но даже первым приходилось задержаться: очередь к монументу «Воин-освободитель» насчитывала десятки людей. В ожидании они начинали разглядывать венки, расположенные у подножья памятника. Особое внимание привлекала красно-белая композиция с маленькой ленточкой «Донбасская Народная Республика», которую многие фотографировали.
Но чаще в объективы фотоаппаратов и на камеры смартфонов попадали другие герои. Мужчины и дети в советской военной форме, женщины в национальных костюмах народов СССР улыбались и позировали желающим их запечатлеть.
Группы людей собирались вокруг импровизированных ансамблей: по обе стороны от центрального монумента можно было услышать военные песни.
Чаще всего русскоговорящие берлинцы пели «Огонек» и «Катюшу».
Патрулирующие территорию полицейские безучастно смотрели на происходящее, как будто позабыв о жестком локдауне в стране и действующих правилах по ограничению контактов. Лишь спустя какое-то время они начали просить людей надеть маски. Продлилось это, впрочем, недолго.
За день мемориал посетили тысячи людей, и к вечеру он весь был усыпан цветами. В памятном зале гора цветов достигала почти двухметровой высоты. «Как можно было не прийти? — сказала корреспонденту “Ъ” пожилая русская женщина.— Мой отец воевать не боялся, а я что, вируса испугаюсь? В прошлом году была, в этом — тоже и в следующем пойду. Пока будут силы, традиции не изменю».
Ваш браузер не поддерживает видео