Отельеры перезагрузились в кризис
В Москве оживает гостиничный рынок
Менее чем за год с начала пандемии отели Москвы смогли восстановить загрузку, хотя въезд в страну для туристов по-прежнему закрыт. В первом квартале заполняемость гостиниц достигла 53–70% в зависимости от категории за счет приезжих из других регионов страны. По этому показателю столица РФ обогнала Лондон, Мадрид и Париж. Правда, московским отельерам пришлось снизить стоимость проживания, что привело к сокращению их доходов почти на четверть.
Загрузка качественных отелей Москвы по итогам первого квартала 2021 года в среднем достигла 53,6%, что всего на 1,5 процентного пункта (п. п) ниже, чем год назад. Такие данные приводят аналитики Cushman & Wakefield, отмечая, что пандемия начала оказывать влияние на рынок гостиниц только во второй половине марта 2020 года.
В марте 2021 года отели столицы были заполнены на 59,5%, что на 24,9 п. п выше, чем в том же месяце 2020 года, но на 11,4 п. п ниже, чем в 2019 году.
«Консультанты учитывают только данные по брендированным гостиницам. Если брать в расчет несетевые объекты, то в отдельных случаях загрузка достигала 80–90%»,— говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Наиболее заметен, по оценкам Cushman & Wakefield, рост загрузки среднего ценового сегмента — 63,1%, что больше на 4 п. п. год к году. Заполняемость бюджетных объектов превысила уровень 2020 года на 2,2 п. п., составив 53,6%. Похожие цифры и у JLL, по данным которой загрузка гостиниц, работающих в этих ценовых сегментах, составила 70% и 55% соответственно. Люксовые отели, по оценкам компании, напротив, показали снижение — до 31% против 43% год назад.
Быстрее всего восстанавливаются отели уровня «четыре звезды», активно привлекающие туристов из регионов, говорит директор департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова.
Но для этого операторам пришлось пересмотреть ценовую политику: по подсчетам Cushman & Wakefield, средний тариф в четырехзвездных отелях Москвы в первом квартале был на уровне 5,2 тыс. руб. за ночь, что на 16,2% ниже, чем в январе—марте 2020 года. Самый большой дисконт оказался в бюджетных отелях и объектах среднеценового сегмента, где стоимость проживания сократилась на 26%, до 2,4 тыс. и 3,3 тыс. руб. соответственно.
В итоге в бюджетном сегменте и у отелей среднеценовой категории показатель RevPAR (средняя доходность на номер), по расчетам JLL, снизился на 30% год к году, до 1,4 тыс. руб. Но постепенно возвращающийся спрос может скорректировать эту динамику: уже в марте, по оценкам Яны Ухановой, разрыв в стоимости сократился до 12–18% к прошлому году.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отмечает, что если раньше отели давали скидку на групповое размещение на уровне 40–50%, то сейчас — 20%. Он поясняет, что иностранцы обеспечивали около 50% турпотока в Москву и их не могут полностью заместить внутренние туристы, предпочитающие бронировать недорогие номера.
Эксперт добавляет, что число приезжающих в столицу школьных групп сократилось на 70%, а деловых туристов — на 50%.
У люксовых отелей, несмотря на низкую загрузку, RevPAR сократился меньше — на 14% год к году, до 7,4 тыс. руб. Операторы таких объектов не снижали средний тариф, скорее наоборот. Он достиг 24 тыс. руб. за ночь — это на 20% больше, чем годом ранее. В Cushman & Wakefield связывают рост с увеличившимся спросом со стороны обеспеченных российских туристов. Яна Уханова добавляет, что среди гостей таких гостиниц есть и москвичи, проводящие там выходные.
Москва находится в числе лидеров в Европе по восстановлению гостиничного рынка. По данным STR, в Лондоне средняя загрузка отелей в первом квартале составила 13%, в Париже — 9%, в Мадриде — 16%. Лучше ситуация в Сингапуре (63%), Дубае (60%) и Окленде (59%). Госпожа Уханова ждет роста гостиничного сегмента в Москве во втором и третьем кварталах. Но Вадим Прасов уверен, что полное восстановление рынка возможно только при открытии границ и снятии ограничений на проведение массовых мероприятий.