За отличие в руде
Цена на сырье продолжает расти
Железная руда продолжает дорожать на фоне восстановления мировой экономики и роста спроса в Китае. 10 мая цена на руду на азиатских рынках скакнула на 10%, вызвав рост котировок акций ее производителей. Очередное подорожание руды может стать аргументом в пользу введения российским правительством экспортных ограничений, хотя пока оно настаивает на предпочтительности рыночных механизмов поддержания внутренних цен. По мнению экспертов, рынок железной руды перегрет и цена может скорректироваться до $130–150 за тонну.
Цены на железную руду, подросшие до исторических максимумов на фоне восстановления мировой экономики, 10 мая выросли вновь более чем на 10%, пишет Financial Times (FT). Фьючерсы на железную руду в Сингапуре подорожали до $226 за тонну, что стало рекордом в долларовом выражении. На Даляньской товарной бирже фьючерсные контракты выросли на 10%, спотовые цены на руду с содержанием железа 62% в Китае, сообщает Reuters, увеличились до $212 за тонну. Рост цен привел к взлету котировок крупных производителей железной руды — у них рентабельность, пишет FT, достигается уже при цене $50 за тонну. Так, стоимость бумаг Rio Tinto в понедельник достигла рекордного показателя — $67,05.
Как сообщает Reuters, одним из факторов, повлекших за собой скачок цен, стали новые инициативы по сокращению сталелитейных мощностей в Китае.
6 мая Государственный комитет по развитию и реформам КНР (ГКРР) и Министерство промышленности и информационных технологий поручили металлургам страны приступить к сокращению мощностей начиная с июня. Отдельным циркуляром ГКРР поручил проаудировать все металлургические предприятия страны и перенести с побережья более 20 млн тонн мощностей, сообщает The South China Morning Post.
Однако пока производство стали в Китае продолжает расти. В марте, несмотря на попытки китайского правительства сократить избыточные мощности для выполнения экологических задач, выплавка увеличилась на 19%. На этом фоне за апрель импорт сырья в Китае вырос на 43% в годовом выражении, хотя эти показатели могут быть связаны с эффектом низкой базы пандемического апреля 2020 года.
Виктор Евтухов, заместитель главы Минпромторга, в комментарии “Ъ” 29 апреля
Государство будет внимательно смотреть, как металлургическая отрасль распределяет полученные от повышающих трендов дополнительные дивиденды
Рост цен на руду при всех его очевидных плюсах для российских производителей может подтолкнуть правительство к ограничению экспорта сырья для сдерживания цен на металлопродукцию на внутреннем рынке. В конце апреля Минпромторг разместил на regulation.gov.ru проект постановления правительства о включении железной руды, полуфабрикатов из железа или нелегированной стали, стального проката, а также медной заготовки, лома и отходов меди, медной и алюминиевой проволоки и необработанного алюминия в перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен. Необходимость ограничений объясняется тем, что «с четвертого квартала 2020 года отмечаются восстановление отпускных цен на российском рынке металлопродукции, связанное с увеличением металлопотребления в мире, а также резкий рост стоимости котировок на мировых рынках закупаемого металлургического сырья — лома и ЖРС». Тем не менее в Минпромторге, как и ранее, утверждают, что пока не планируют вводить эти меры и задействуют этот механизм только при необходимости. На уровне первого вице-премьера Андрея Белоусова в конце апреля также обсуждались более рыночные механизмы: создание запасов металлопродукции для осуществления ценовых интервенций, консолидация заказов на поставку проката, заключение прямых долгосрочных договоров с фиксированной ценой и т. п. (см. “Ъ” от 30 апреля).
Сейчас рынок железной руды перегрет, говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов. Возникла ситуация, когда практически одновременно с восстановлением спроса на сырье со стороны сталелитейной промышленности Китай ввел экологические ограничения на производство руды и на поставки сырья из Австралии. Свою лепту вносят и действия биржевых спекулянтов, подчеркивает эксперт. Такая ситуация не может сохраняться долго. Рост стоимости железной руды в скором времени прекратится, и с ростом предложения она примет равновесное значение $130–150 за тонну, полагает Дмитрий Орехов.