Ледоколы ищут место создания
«Росморпорт» разыгрывает контракт на строительство двухтопливных судов
«Росморпорт» объявил конкурс на строительство двухтопливных ледоколов, в том числе на сжиженном газе, мощностью 12–14 МВт. Стоимость двух судов не должна превышать 18,5 млрд руб., сдать их нужно в 2024 году. Среди потенциальных претендентов называют прибалтийский «Янтарь» в кооперации с другими верфями, площадку «Пеллы» в Гамбурге, Helsinki Shipyard Oy и, возможно, другие иностранные компании. При этом источники “Ъ” на верфях уверяют, что и цены, и сроки проекта сильно занижены.
ФГУП «Росморпорт» объявило конкурс на строительство двух двухтопливных ледоколов, в том числе на СПГ, мощностью 12–14 МВт. Максимальная цена контракта — 18,5 млрд руб. за оба судна. Деньги на их строительство выделяет бюджет в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры. Головной ледокол должен быть построен в июле 2024 года и передан в сентябре, срок окончания строительства серийного судна — октябрь 2024 года, поставка в декабре.
Источники “Ъ” в отрасли затрудняются назвать вероятного получателя контракта.
В рамках Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на конкурс может выйти прибалтийский «Янтарь» в кооперации с другой верфью, полагают они. В ОСК “Ъ” сообщили, что анализируют документацию и окончательное решение по участию не принято. Также среди претендентов называют «Пеллу» и ее верфь в Гамбурге — Pella Sietas, где уже строится ледокол для «Росморпорта» 18 МВт, Helsinki Shipyard Oy (бывшая Arctech Helsinki Shipyard, в 2016 году сдавшая ледокол на СПГ Polaris). В конкурсе может принять участие любая иностранная верфь, для этого нужно открыть представительство или филиал в РФ без образования юрлица, поясняет один из источников “Ъ”, знакомый с ситуацией.
Минпромторг уже больше года пытается обязать госзаказчиков судов за бюджетные деньги по 44-ФЗ строить их в РФ. По информации “Ъ”, документ о типовых условиях такого контракта с февраля не может получить одобрение Минюста. По словам собеседников “Ъ”, до конца мая «Росморпорт» планирует объявить конкурс на строительство второго ледокола 18 МВт, стоимость которого увеличат до 10,5 млрд руб. (см. “Ъ” от 23 декабря 2020 года). Основным претендентом на этот контракт остается Pella Sietas, однако собеседники указывают на проблемы из-за полного локдауна в Германии.
Источник, знакомый с ситуацией, считает, что заказчик и так уже пошел на различные уступки: пересмотрел стоимость строительства двух ледоколов, сократил объем банковской гарантии.
Основной риск — это рост курса валют при закупке иностранного оборудования, но пусть верфи хеджируют риски, рассуждает он. Есть опасения, что заводы не уложатся в назначенные сроки, но не исключено, полагает он, что без увеличения стоимости сроки могут быть пролонгированы.
Один из источников “Ъ” в отрасли оценивает стоимость одного такого ледокола в 13–14 млрд руб. Дело не в высокой цене строительства, поясняет он, у ледокола сложная спецификация, стоимость пакета иностранного оборудования составляет порядка €52 млн. Другой собеседник “Ъ” говорит, что есть расчеты и по 20 млрд руб. за судно. При этом собеседники согласны, что на строительство головного ледокола с учетом отсутствия в РФ опыта их строительства нужно закладывать как минимум четыре года с момента подписания контракта.
Надежда Малышева из PortNews полагает, что к моменту строительства у ледоколов не должно возникнуть проблем с бункеровкой СПГ. «Роснефть» сообщала о планах построить СПГ-бункеровщик и закрыть им потребности на Дальнем Востоке, напоминает эксперт. В европейской части, считает госпожа Малышева, бункеровка возможна на Балтике, куда летом придет бункеровщик «Газпром нефти», также в будущем не исключена отгрузка СПГ через терминал НОВАТЭКа в Бечевинке.
Какими должны быть двухтопливные ледоколы
Технический проект двух ледоколов, которые заказывает ФГУП «Росморпорт», разработало ЦКБ «Балтсудопроект», входящее в Крыловский государственный научный центр. Ледоколы должны быть оснащены двумя винторулевыми колонками по 6,5 МВт, иметь неограниченный район плавания и круглогодично эксплуатироваться в Балтийском, Белом и Баренцевом морях, а также в Тихоокеанском бассейне. В летне-осенний период — в морях Северного Ледовитого океана и устьях рек. Длина — 95,6 м, ширина — 22,5 м, осадка — 8 м, ледовый класс — Icebreaker7, ледопроходимость — 1,5 м, скорость — не менее 16 узлов. Автономность по запасам дизельного топлива — не менее 20 суток, по запасам СПГ — не менее 5 суток. Это первый российский проект ледокола с энергоустановкой, способной работать на СПГ, суда такого типа в России еще не строились, отметили в «Росморпорте». Также там добавляют, что это будут первые в мире ледоколы на СПГ с системой динамического позиционирования DYNPOS-2.