Виктора Медведчука подводят под госизмену
Как обвинения в адрес украинского политика отразятся на отношениях Москвы и Киева
Лидера партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ ) Виктора Медведчука, который является одним из оппонентов президента Украины Владимира Зеленского, заподозрили в госизмене. Сам оппозиционер заявил, что не собирается прятаться от правосудия. Политик, как считает украинская генпрокуратура и служба безопасности, передавал России секретные сведения. Ранее Киев закрыл три телеканала, которые связаны с Медведчуком, а его обвинил в финансировании терроризма. В самой партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» расценили действия властей как политические репрессии. СМИ при этом называют Медведчука «пророссийским политиком». Как в итоге изменятся позиции Москвы на Украине? И чем Россия ответит на такие шаги Киева? Разбирался Александр Рассохин.
По версии правоохранителей, Виктор Медведчук, которого СМИ называют не просто пророссийским политиком, а «кумом Владимира Путина», владеет газовым месторождением «Глубокое» в Крыму. Объект был в его собственности еще до событий «русской весны 2014 года», а после Медведчук перерегистрировал компанию в России. Кроме того, он передал Москве данные о полезных ископаемых на полуострове. К примеру, запасы в месторождении «Глубокое» оцениваются почти в $1,5 млрд. Помимо Медведчука, в деле фигурирует и Тарас Козак, с которым они якобы передали России сведения о скрытом военном подразделении Украины. Кроме того, отмечается, что они через некую организацию «Промiнь» намеревались вербовать украинцев, выезжающих на заработки или учебу в Россию, чтобы через них распространять российскую пропаганду.
Доказать сам факт госизмены властям будет крайне сложно, а процесс затянется на несколько лет, предполагает директор Украинского института политики Руслан Бортник. Поэтому перед Медведчуком маячат скорее не юридические последствия, а политические: «Такие обвинения дискредитируют лидера и политическую силу. Они могут стать основанием для введения меры пресечения, сужают электоральное поле, вообще являются тестом на крепость партии.
Это также большой внешнеполитический сигнал: атаки лишают Россию иллюзий, что ситуация на Украине может быть изменена изнутри, разрушают баланс, при котором люди, ориентирующиеся на Москву, имели определенную свободу действий».
Давление на Медведчука и его партию началось в феврале 2021 года, когда власти ввели против него, Козака и еще некоторых лиц санкции за финансирование терроризма. В частности, их обвинили в поставках угля с территории самопровозглашенных республик в Россию и на Украину. Под запрет подпали и связанные с политиком три телеканала. Все эти действия украинских властей имеют исключительно политический подтекст, подчеркивает политолог Олеся Яхно. Впрочем, СБУ и генпрокуратура это отрицают, отмечает она: «Вначале Зеленскому было выгодно, когда ОПЗЖ критиковала экс-президента Украины Петра Порошенко. А когда они начали критиковать Зеленского и говорить, что он такой же, как Порошенко, и отбирать голоса, то, конечно, это перестало нравиться.Но основная причина, на мой взгляд, в том, что партия стала ориентироваться даже не на украинских избирателей востока и юга, а на российского зрителя.
Виктор Медведчук спокойно пожимает руку и фотографируется с Путиным, говоря при этом, что надо дружить».
Самого политика во вторник объявили в розыск. Вскоре стало известно, что Медведчук на Украине, правда, где именно — неизвестно. Ближе к полуночи, он заявил на сайте партии, что прятаться от правоохранителей не собирается, будет и дальше участвовать в следственных действиях и добиваться справедливости. А вот Тарас Козак, как выяснилось, находится за границей, возвращаться на Украину он не намерен.
Не исключено, что и Медведчука власти будут стараться выдавить из страны, предполагает политолог Руслан Бортник: «Или заставить его уехать из Украины, или изолировать его внутри страны путем избрания меры пресечения. Также возможны процессы по запрету ОПЗЖ как политической партии, и, конечно, погром экономических структур, связанных с этой партией и с медиаресурсами. В любом случае ситуация снижает вес и роль ОПЗЖ в украинской политической системе».
Какой же реакции Москвы ждать на это дело? Вряд ли власти будут мириться с таким давлением на Медведчука, предполагает эксперт Московского центра Карнеги Константин Скоркин: «Реакция России будет, конечно же, негативной. Кремль не скрывает, что Медведчук — наш человек. Как мы помним, одной из причин недавнего обострения и демонстрации военной силы, называли как раз то, что Зеленский стал выдавливать «Оппозиционную платформу» из украинской политики. Поэтому я бы не стал исключать очередного ухудшения ситуации в Донбассе».
Есть вероятность, что вся реакция ограничится дипломатическими заявлениями, дабы не портить атмосферу в преддверии переговоров Владимира Путина и его американского коллеги Джо Байдена. А вот встречу российского президента и Владимира Зеленского, о которой так много говорил Киев в последние недели, теперь, вероятно, придется отложить. В лучшем случае.