«Наша стратегия оказалась жизненной необходимостью»
Директор ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Мордасов — об интернете в частном секторе, телемедицине и кибербезопасности
В нынешнем году «Ростелеком» в Ростовской области продолжит работу над проектами, повышающими качество жизни в регионе. Среди них — автоматическая диспетчеризация скорой помощи и удаленные консультации врачей. Кроме того, как рассказал директор ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Мордасов, в рамках собственной инвестиционной программы провайдера его фиксированные линии связи охватят более 50% частных домовладений региона.
— В сентябре прошлого года «Ростелеком» и правительство Ростовской области заключили соглашение о создании «цифрового региона». Каковы его основные задачи?
— Регион испытывает потребность в повышении качества жизни. Современные информационные технологии, устранение цифрового неравенства, перевод услуг в электронный формат обеспечивают в этом смысле гарантированный результат. Когда мы говорим, что строим цифровую Россию, мы понимаем свою масштабную роль, я бы даже сказал, миссию. Это и привело к подписанию соглашения. Его задача — помочь государству перейти от модели создания «умных городов» к формированию «цифрового региона». Многие проекты цифровизации трудно и даже нецелесообразно реализовывать в отдельных населенных пунктах, их нужно сразу распространять на всю область.
Выбор «Ростелекома» в качестве основного партнера обусловлен нашей экспертизой, сотнями успешных проектов в масштабе страны и при этом вовлеченностью в жизнь региона. Для иллюстрации: объем налоговых платежей компании в бюджет Ростовской области составил в 2020 году около 217 млн руб.
— Какие услуги имеет смысл предоставлять сразу в масштабе региона? И что уже делается в рамках соглашения?
— Во-первых, это все решения, связанные с медициной. Ростовская область вошла в число пяти пилотных регионов, где проводится эксперимент по внедрению телемедицины, в рамках которого медицинские учреждения предоставляют бесплатные онлайн-консультации через портал госуслуг. Сейчас в нем участвуют шесть организаций, которым мы обеспечили подключение к сервису и обучение сотрудников. Для всех уже очевидно, что пул участников нужно увеличивать.
В 2020 году в Волгодонском районе заработал в пилотном режиме проект «Мобильный доктор», цель которого — обеспечить сотрудников фельдшерско-акушерских пунктов связью с квалифицированными врачами. Также мы создали сервис для центрального архива медицинских изображений с целью оцифровки процесса обследований на томографах, ангиографах и т. д. В тестовом режиме автоматизировали диспетчеризацию скорой медицинской помощи в БСМП Ростова и Батайска. Основная цель этого проекта — сокращение времени прибытия бригады врачей. Система позволяет в автоматическом режиме выбрать ближайшую к месту вызова бригаду, ускорив таким образом ее прибытие на вызов. Медики получают соответствующее задание на планшет и, соответственно, полноценный доступ к медицинским информационным системам, чтобы посмотреть историю болезни пациента, его противопоказания и т. п. Сейчас речь идет уже о тиражировании проекта на всю Ростовскую область.
Большой проект создания интеллектуальной транспортной системы включает в себя и автоматизацию управления дорожным движением, и фото- и видеофиксацию, и множество других функций. Он охватывает не только муниципальные дороги, но и региональные и федеральные трассы, а также работу общественного транспорта, который передвигается по всей области. Этот проект тоже имеет смысл реализовывать сразу в масштабах региона.
Решения в сфере ЖКХ можно внедрять в отдельных муниципалитетах для цифровизации учета энергоресурсов, упреждения поломок и т. д. Но делать это важно в рамках единой концепции и методологии. И такие примеры можно приводить практически в каждой сфере.
— Насколько значима роль регионального правительства в реализации соглашения?
— Очень многое зависит от того, каким образом проектами управляет заказчик и насколько органы власти вовлечены в процесс. Чтобы строить сети высокими темпами, нам нужно оперативно решать самые разные вопросы с органами государственной власти, местного самоуправления и подведомственными им организациями. Речь идет, например, о выделении земельных участков, размещении линий связи на опорах линий электропередачи. С энергетиками — «Донэнерго» и компанией «Россети» — у нас тоже выстроена работа. Это обеспечивает разумный подход к процедурам согласования размещения нашей инфраструктуры, выдаче технических условий и т. д. Особенно актуальной такая слаженная работа стала с началом пандемии. Для развития телемедицины нужно проводить обучение, координировать участие сотрудников медучреждений в этих проектах. Здесь тоже необходима высокая вовлеченность заказчика.
— Переход к концепции «цифрового региона» подразумевает отказ от работы по реализации локальных проектов «умных городов»?
— Нет, в прошлом году реализация таких проектов продолжилась. Например, сейчас в 11 городах Ростовской области автоматизировано уличное освещение. На данный момент единственным крупным городом региона, где эта система не внедрена, остался Ростов. Но, по сути, это вопрос времени, и автоматизация системы уличного освещения в Ростове начнется в самое ближайшее время.
— Какими были основные цели собственной инвестиционной программы «Ростелекома» в Ростовской области в 2020 году и удалось ли их достичь в условиях пандемии?
— В прошлом году мы переориентировали инвестиции на строительство оптической инфраструктуры, чтобы охватить частный сектор.
Вплоть до 2020 года наши сети охватывали не более 100 тыс. частных домовладений Ростовской области. За прошедший год их количество увеличилось в 2,5 раза, и мы охватывали около 20 тыс. домовладений в месяц. В предыдущие годы мы, как правило, вводили такое количество объектов в частном секторе за год. Если раньше количество новых населенных пунктов, которые мы подключали ежегодно, исчислялось единицами, то за прошлый год сети «Ростелекома» на Дону охватили 200 новых населенных пунктов. Потребовалось проложить более 10 тыс. км оптических линий связи. А с учетом районов многоэтажной застройки за прошлый год мы охватили более 180 тыс. новых домохозяйств. Инвестиционная программа «Ростелекома» в частном секторе Ростовской области в 2020 году была беспрецедентной и самой крупной в масштабах России.
— С чем связан выбор этого направления развития как приоритетного?
— В районах многоэтажной застройки применяются достаточно простые технические решения, поэтому конкуренция очень высокая: по пять провайдеров в многоквартирном доме (МКД) — это уже норма. В частный сектор игроки рынка идут не так активно, поскольку такие проекты сложнее с точки зрения окупаемости. Но мы еще до пандемии определили для себя этот вектор развития, понимая, что достаточно большое количество малых населенных пунктов и значительная доля частного сектора в крупных остаются без качественного широкополосного интернет-доступа. Ведь это база, основа для предоставления возможности нашим гражданам дистанционно решать самые различные насущные задачи и получать услуги, в том числе от государства, в онлайн-формате.
Заходя в новый населенный пункт, мы стараемся обеспечить технической возможностью для подключения всю локацию, не зная заранее, насколько быстро будет эта возможность востребована. Для нас это, безусловно, риск, но мы осознаем свою социальную ответственность. С приходом базовой услуги интернет-доступа люди начинают пользоваться и интерактивным ТВ, и телемедицинскими консультациями, активнее совершают онлайн-покупки. А удаленные работа и учеба стали базовой потребностью. Поэтому в условиях пандемии выбранная нами стратегия оказалась жизненной необходимостью. В частном секторе наши услуги даже более востребованы, чем мы сами ожидали.
— Какова доля охваченных частных домохозяйств, которые подключились к сетям «Ростелекома»?
— Проекты строительства сетей долгосрочные и окупаются примерно за 4-5 лет. Но уже по итогам первого года реализации новой стратегии мы увидели, что перевыполняем целевые значения по задействованию новых сетей. Общий рост количества интернет-абонентов «Ростелекома» в Ростовской области составил в 2020 году 15%. По предварительным данным консалтинговых агентств, исследующих рынок связи, это лучший показатель среди работающих в регионе провайдеров.
Важно отметить, что в частном секторе, где конкуренция между операторами невысока, абоненты, как правило, приходят к своему провайдеру надолго.
— Вы планируете продолжать развитие в частном секторе в нынешнем году?
— Да, это среднесрочная стратегия, рассчитанная на 2-3 года. За январь — февраль мы охватили еще более 20 тыс. домохозяйств. До конца года планируем охватить в общей сложности 80-100 тыс. новых домохозяйств. При этом нельзя исключать, что реализация программы будет идти не такими динамичными темпами, как в 2020 году, поскольку населенных пунктов, строительство сетей связи в которых позволит нам окупить инвестиции хотя бы в долгосрочной перспективе, остается все меньше.
— Какую долю частных домохозяйств вы можете охватить за счет собственных инвестиций?
— Мы это не просчитывали. С учетом того, что уже сделано, и планов на нынешний год, по его итогам охват частного сектора в Ростовской области превысит 50%. Кроме того, мы будем подключать малые населенные пункты, где отсутствуют перспективы окупаемости, но уже в рамках других федеральных программ. Также мы поддерживаем проекты локальных операторов, которые строят сети в небольших населенных пунктах, а «Ростелеком» со своей стороны обеспечивает их подключение к своим магистральным линиям передачи данных. Зачастую нам это невыгодно, поскольку количество абонентов в таких проектах может составлять 50, 20 или даже 10 человек. Но мы готовы идти туда, где проблема отсутствия связи стала кричащей. Думаю, если инфраструктура будет активно и системно развиваться с использованием ресурсов государства, крупных провайдеров и локальных компаний, мы существенно продвинемся в охвате частного сектора.
— «Ростелеком» еще в 2019 году завершил в Ростовской области государственную программу устранения цифрового неравенства (УЦН), цель которой — подключение к интернету населенных пунктов с количеством жителей 250-500 человек. В прошлом году на федеральном уровне шла речь о возможности ее расширения на поселения, где живут 500-1000 человек. Эти предложения получили какое-либо развитие?
— Сейчас на уровне правительства готовится к реализации проект «УЦН 2.0». Он предусматривает строительство базовых станций мобильной связи в населенных пунктах, в которые операторам нецелесообразно идти за счет собственных инвестпрограмм. Мы в партнерстве с Tele2 видим в этом возможность обеспечить беспроводным интернетом многие населенные пункты Ростовской области. Широкополосный доступ на основе современных стандартов мобильной связи может появиться там, где до сих пор не было даже голосовой мобильной связи. Скорость передачи данных, которую обеспечивает технология LTE, позволяет пользоваться услугами онлайн-обучения, передавать тяжелый контент и т. д.
Кроме того, мы открыты для сотрудничества с сотовыми компаниями в рамках проектов с использованием технологии ADAS, которая позволяет предоставлять услуги сотовой связи в населенных пунктах, где строительство полноценных базовых станций экономически нецелесообразно. В конце прошлого года такой проект был реализован, в частности, в хуторе Кочетовка Каменского района.
— Вы инвестировали в развитие телекоммуникационной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания бизнеса?
— Если открывается новое предприятие или подразделение, мы формируем портфель необходимых сервисов и строим соответствующую инфраструктуру. Инвестиции с нашей стороны в этом случае требуются только на строительство линий связи, так называемых последних миль. Однако на федеральном уровне «Ростелеком» вкладывает достаточно большие ресурсы в развитие цифровых сервисов для бизнеса. В первую очередь речь идет об облачных услугах, для которых необходимо создавать центры обработки и хранения данных (ЦОДы). Благодаря серьезным инвестициям в это направление потребление облачных услуг «Ростелекома» бизнесом растет ежегодно двузначными темпами. Например, в ростовском филиале прирост абонентской базы сервиса «Виртуальная АТС» составил в прошлом году 37%. По оценке компании «ТМТ Консалтинг», виртуальная АТС «Ростелекома» — №1 на российском рынке. Также значительную динамику демонстрирует наш виртуальный оператор мобильной связи (MVNO). В 2020 году количество его абонентов в Ростовской области выросло на 14%.
— Ранее неоднократно упоминалось, что «Ростелеком» рассматривает возможность строительства нового ЦОДа в Ростове. В прошлом году это бизнес-направление было выделено в компанию «Ростелеком-ЦОД». Насколько это ускорит строительство ЦОДа?
— ЦОДы условно можно разделить на два вида — технологические, которые мы используем для собственных нужд, и коммерческие, предназначенные для оказания услуг пользователям. Роль технологических будут играть два мощных ЦОДа, которые начала строить в прошлом году в Ростове дочерняя компания «Ростелекома» Tele2. Но эти проекты не отменяют нашу программу развития сети коммерческих ЦОДов в регионах. Ростов остается одним из городов, где планируется строительство такого ЦОДа в среднесрочной перспективе. Пока говорить о параметрах проекта и точных сроках его реализации рано, но он остается актуальным. В то же время стоит отметить, что физическое присутствие или отсутствие ЦОДа в том или ином городе никак не влияет на качество и скорость обслуживания подключенных к нему клиентов.
— Когда 10 марта Роскомнадзор заявил о начале замедления «Твиттера», в СМИ появились сообщения о том, что абоненты некоторых провайдеров, в том числе «Ростелекома», начали испытывать сложности с доступом к сотням интернет-ресурсов. На уровне ростовского филиала это было ощутимо?
— Нет, ограничения, о которых мы говорим, никак не затронули наши региональные ресурсы и инфраструктуру, мы работали в штатном режиме.
— В начале прошлого года компания сообщила о создании в Ростовской области центра кибербезопасности Solar JSOC. На каком этапе этот проект сейчас?
— Центр был запущен в тестовую эксплуатацию, открыть его официально мы планируем в самое ближайшее время. Спрос на сервисы кибербезопасности — защиту от атак, предотвращение утечек информации — активно растет. Размещение JSOC в регионе позволяет нам нарастить ресурсы с точки зрения обслуживания клиентов. Кроме того, когда у тебя рядом центр кибербезопасности, работающий в режиме 24/7, это обеспечивает оперативность решения задач как бизнеса, так и госсектора.
Также сейчас необходимо вести работу над созданием в Ростовской области центра ГосСОПКА, цель которого — обеспечение кибербезопасности объектов критической информационной инфраструктуры. К ним относятся организации сферы здравоохранения, предприятия химической, энергетической, металлургической промышленности, объекты транспорта и др. Наличие нашего центра кибербезопасности позволит решить эту задачу максимально эффективно. Справиться с ней самостоятельно какому-либо региону весьма трудно, поскольку для этого необходимы сотрудники очень высокой квалификации с большой практической экспертизой. Эффективнее передать решение этой задачи профессионалам, которые каждый день сталкиваются с сотнями разнообразных киберугроз.
Личное дело. Сергей Анатольевич Мордасов
Родился 13 ноября 1980 года в Тамбове. В 2002 году окончил Тамбовский государственный технический университет по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»; в 2008 году — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, специальность «Менеджмент организации»; в 2013 году — Московскую международную высшую школу бизнеса «МИРБИС», квалификация МВА «Управление в отрасли телекоммуникаций».
С 2003 года работает в ПАО «Ростелеком». Прошел карьерный путь от менеджера участка предоставления услуг до директора тамбовского филиала компании. В 2017 году стал одним из победителей конкурса «Лидеры России» и параллельно с основной работой занял пост руководителя центра компетенций по разработке инфраструктурного и телекоммуникационного обеспечения объектов жилой недвижимости малоэтажной застройки МРФ «Центр».
С июня 2019 года — директор ростовского филиала ПАО «Ростелеком».
Женат, воспитывает двоих детей.
Company profile. ПАО «Ростелеком»
Крупнейший российский оператор связи. Предоставляет услуги интернет-доступа, фиксированной и мобильной телефонии, облачные сервисы, управляет рядом контент-платформ (онлайн-кинотеатр Wink, образовательный сервис «Ростелеком Лицей» и др.). В числе дочерних компаний «Ростелекома» — оператор мобильной связи «Tele2 Россия», спутниковый интернет-провайдер «РТКомм.РУ» и др.
Крупнейший собственник компании — Росимущество (более 38% акций). Выручка в 2020 году — 547 млрд руб., чистая прибыль — более 25 млрд руб.
Ростовский филиал оператора образован на базе региональной Южной телекоммуникационной компании в 2011 году.