WhatsApp обрывает связь
С чем связаны изменения в политике мессенджера
WhatsApp в ближайшие дни отключит звонки и сообщения тем, кто не согласится с новой политикой обработки данных. Именно из-за нее в начале 2021 года разгорелся скандал, а пользователи начали переходить на другие платформы. Мессенджер начнет передавать больше информации о пользователях в материнскую компанию Facebook. Это, например, номер телефона, данные о транзакциях и IP-адрес. Тем, кто не примет условия, в ближайшие недели ограничат функционал. Сначала пользователи потеряют доступ к чатам. И смогут позвонить или написать кому-то, только если собеседник сам начнет общение. А позднее те, кто не согласился с политикой, перестанут получать звонки и уведомления.
Принять новые условия хотели еще в феврале 2021 года. Но пользователей возмутила политика компании. По данным профильных СМИ, число загрузок WhatsApp упало на десятки процентов. Зато выросла популярность приложений-конкурентов. После этого изменения отложили до 15 мая.
Компания выбрала неудачную стратегию, считает IT-эксперт Александр Баулин. Правда, по его словам, риск отключения звонков не приведет к массовому оттоку пользователей.
«После продажи коммерческой компании изменилась идеология, начался тренд на коммерциализацию, чтобы использовать данные пользователей для таргетирования рекламы. Сейчас, видимо, заметный этап произошел, потому что теперь эти данные будут использовать все сервисы Facebook. Одно дело, когда вы только в мессенджере рассказываете, а другое дело, что сегодня вы что-то сделали в WhatsApp, а завтра в Facebook картина о вас будет более полной. Это наш современный мир, когда мы меняем бесплатность сервисов на возможность для рекламодателей таргетировать под нас рекламу.
Возможно, Facebook не ожидал столь острой реакции, все уже привыкли, что интернет-сервисы у нас отъедают по кусочку личное пространство.
Я думаю, этот резкий переход с отключением доступа выглядит неуважительно по отношению к пользователям, но отписавшихся будет очень мало, меньше 10%. Это те люди, которые реально заботятся о личных данных. Большинство пользователей не задумываются об этом, для них главное — удобство использования.
Если бы они создали новые функции и сказали, что их введение требует денег, поэтому мы их отдадим только тем, кто подпишет новое соглашение, а остальные пока оставайтесь со старыми опциями, это было бы воспринято более позитивно. Пользователю надо было предложить что-то взамен ограничения его личного пространства, в том числе и за счет объединения его данных из разных сервисов, показать, что это может и пользователю принести пользу»,— поясняет Александр Баулин.
Планы WhatsApp заставить пользователей подписать соглашение назвали незаконными в Германии. Местный регулятор временно запретил мессенджеру собирать персональные данные. Немецкие власти также предложили другим странам последовать их примеру. В WhatsApp обвинения отвергли и заявили, что от своих намерений не откажутся.
Чем это грозит компании? И насколько обоснованы претензии регулятора? На эти вопросы “Ъ FM” ответил старший юрист юридической фирмы Digital Rights Center Владимир Ожерельев.
«Если такая тенденция начнется, все остальные страны тоже могут ей последовать, потому что действует общеевропейский регламент защиты данных (GDPR), который применяется одинаково в Германии и любой другой стране. Но немцы вообще славятся более жестким подходом к регулированию защиты персональных данных.
Самые злые, если можно так выразиться, решения исходят, как правило, из Германии, а потом все уже начинают перенимать их опыт.
Не знаю, насколько они могут технически установить этот запрет, но они могут наложить штраф, который по GDPR будет значительным. Берутся проценты от оборота, миллионы евро, хотя для WhatsApp и Facebook, наверное, это не так страшно. Но все равно вступать в такую конфронтацию с регулятором, когда постоянно с компании взыскиваются штрафы, не та политика, которой они будут следовать.
GDPR запрещает предоставление своих персональных данных как условие для возможности пользоваться сервисом. Это не нужно для реального функционирования сервиса, данные собираются для коммерческой выгоды WhatsApp и Facebook. Это не преподносится так, что эти манипуляция необходимы, чтобы принести пользу самим пользователям за счет того, что они будут видеть релевантную рекламу, а не какие-то объявления, которые им не интересны. Это дает все основания, чтобы какие-то меры в отношении Facebook применить»,— уточняет Владимир Ожерельев.
Сначала WhatsApp угрожал удалить аккаунты тех, кто не согласится с новыми правилами. Позже от этой идеи отказались. С марта 2021 года пользователи стали получать предупреждения о том, что скоро политика данных изменится.