Назойливой рекламе отключают звук
Госдума запрещает транслировать ее с аудиоколонок на зданиях
Госдума во втором чтении приняла законопроект о запрете трансляции рекламных роликов, передаваемых усилителями «на стенах и крышах зданий и сооружений». Федеральных депутатов об этом попросили астраханские коллеги, а тех — жители города, страдающие от навязчивой рекламы. В пояснительной записке говорится, что круглосуточная трансляция объявлений ведет к «росту социальной напряженности». Впрочем, уличных зазывал с переносными колонками это ограничение не коснется.
Проект поправок к закону «О рекламе» в октябре 2020 года внесла в федеральный парламент Астраханская дума. Региональные законодатели предложили запретить распространение аудиорекламы, если она транслируется с помощью «звукотехнического оборудования, монтированного и расположенного на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений». В пояснительной записке говорится, что об этом просят жители Астрахани.
«В целях охвата наибольшей аудитории потенциальных потребителей рекламораспространители зачастую используют звукоусиливающую аппаратуру в непрерывном режиме, когда рекламный ролик после окончания вновь воспроизводится, и так непрерывно в течение дня»,— добавляется в пояснительной записке. Такая реклама, как правило, не нарушает санитарные требования по уровню допустимого шума. Тем не менее она «становится навязчивой», «отрицательно влияет… на досуг граждан» и приводит к «росту социальной напряженности», считают региональные законодатели.
«Выносят колонки и в течение целого дня с периодичностью десять-пятнадцать секунд воспроизводят один и тот же текст: то золото, то микрозаймы, то скидки. На вторых и третьих этажах практически невозможно жить»,— ранее жаловался Госдуме представитель астраханского парламента Игорь Мартынов.
Авторы поправок признают, что «реклама стимулирует потребителей» покупать товары и заказывать услуги, а ее ограничение повлияет на прибыль рекламодателей. Но все же предлагают считать приоритетной «защиту права граждан на благоприятную среду перед экономической выгодой».
Эту логику, в свою очередь, одобрили в профильном комитете Госдумы по экономической политике.
Примечательно, что в ходе первого чтения законопроекта в марте 2021 года член этого комитета Андрей Ветлужских говорил о необходимости запрещать рекламу лишь при установке усилителей на жилых домах. Депутат предлагал добавить такое условие ко второму чтению поправок — заодно закрепив в них и минимальное расстояние от аудиоколонок до жилых домов. Но этой нормы в документе так и не появилось. Член комитета Алексей Балыбердин дал понять, что ко второму чтению поступили лишь три поправки, в основном технического характера: например, о вступлении закона в силу через 90, а не 60 дней после опубликования. 12 мая законопроект был принят Госдумой во втором чтении единогласно.
Впрочем, зазывал с переносными колонками ограничение не коснется. Так, в правительстве РФ концептуально поддержали законопроект, но предложили изъять из него формулировку о запрете трансляции аудиорекламы из усилителей, установленных не только на зданиях и сооружениях, но и «вне их». «Такой запрет привел бы к невозможности в принципе размещения звуковой рекламы, в том числе из переносимых устройств, что представляется чрезмерным»,— пояснили в правительстве.