В магазинах обострилась торговля
Сети призывают поставщиков не повышать цены на базовые продукты
Жесткие высказывания премьера Михаила Мишустина о росте цен на продукты из-за «жадности» продавцов и производителей появились на фоне обострения дискуссии об этом между самими участниками рынка. Одна из крупнейших продуктовых сетей «Лента» просит поставщиков социально значимых продуктов не повышать цены как минимум до конца сентября. Производители считают это злоупотреблением положением, подчеркивая рост издержек. Аналитики говорят, что рост цен удастся в лучшем случае отсрочить.
«Лента» предложила поставщикам социально значимых продуктов первой необходимости воздержаться от повышения цен как минимум до конца третьего квартала. Копия письма директора по стратегии и развитию закупок сети Елены Москаленко от 30 апреля есть у “Ъ”. Перечень товаров установлен правительством в июле 2010 года, это мясо, рыба, масло, молоко, сахар, соль, чай, хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель. Как сказано в письме «Ленты», цены на них «имеют тенденцию к росту», поэтому, отмечая «обеспокоенность ситуацией госорганов» и «осознавая ответственность бизнеса», компания будет стремиться удерживать их. При поступлении запросов о повышении цен на товары из перечня «Лента» обязана немедленно проинформировать соответствующие госорганы, подчеркивается в документе.
«Лента» на конец 2020 года включала 254 гипермаркета и 139 супермаркетов. Выручка в 2020 году — 445,5 млрд руб., чистая прибыль — 17,4 млрд руб. Основной владелец — «Севергрупп» Алексея Мордашова (занимает первое место в рейтинге Forbes с состоянием $29,1 млрд).
В «Ленте» пояснили, что уже получают уведомления о повышении цен от поставщиков и даже «находят их обоснованными».
Чтобы не допустить существенного удорожания продуктов для потребителей, сеть «инвестирует в цену за счет собственной маржи», но для стабилизации ситуации требуются «совместные усилия с поставщиками».
По словам источника “Ъ” среди производителей, «Лента» уже вступила в переговоры с ними об отказе от повышения цен. Письмо сети собеседник “Ъ” называет негативным примером демонстрации доминирующего положения на рынке. По его словам, «Лента» не делает различий между повышением цен на 1–2% и на 10%, к тому же руководствуется достаточно условным перечнем товаров. Основные конкуренты «Ленты» X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», Auchan, Metro комментарии не предоставили.
Зампред правления «Руспродсоюза» (объединяет «Макфу», «Царицыно», Beluga Group и др.) Дмитрий Леонов подтвердил, что участники объединения получали подобные письма от ритейлеров. По его словам, производители очень обеспокоены кратным ростом издержек на сырье, ингредиенты и упаковку, более года стараются цены не повышать. Но сети свою маржу снижать не торопятся за исключением нескольких позиций, а в случае несогласия поставщиков грозят сокращением матрицы и жалобами в контролирующие органы, утверждает господин Леонов.
Владимир Путин, президент РФ, в апреле 2021 года
Никто не говорит, что мы директивно будем цены устанавливать, не надо здесь тень на плетень наводить
Собеседник “Ъ” среди поставщиков говорит, что часть компаний будет настаивать на пересмотре ценника, угрожая выводом товаров из ассортимента. Хотя он признает, что сами сети сегодня испытывают повышенное давление из-за роста контроля за ценами за стороны госорганов. Премьер Михаил Мишустин на выступлении в Госдуме 12 мая прямо и жестко связал рост цен на продукты с «жадностью отдельных производителей и торговых сетей».
Ваш браузер не поддерживает видео
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что социально значимые продукты и так представлены с минимальной розничной наценкой, так как выступают важным источником трафика и индикатором для покупателей об общем уровне цен в магазине. По его словам, «Лента» в данном случае может пытаться как-то «охладить своих поставщиков», но, если повышение цен носит объективный характер, в лучшем случае эффект удастся растянуть и отложить.
В Минпромторге на вопросы “Ъ” не ответили. В Минсельхозе говорят, что находятся в постоянном взаимодействии с объединениями и крупными производителями для недопущения необоснованного повышения стоимости продукции и не ожидают резкого роста цен на базовые продукты в 2021 году. За счет сохранения необходимых объемов продовольствия на внутреннем рынке, поддержания рентабельности производителей, полагают в министерстве, динамика цен на базовые продукты останется в пределах общей инфляции.