Встреча в Рейкьявике: 35 лет спустя
Главы дипломатий России и США прокладывают путь к саммиту по местам Горбачева и Рейгана
Первая очная встреча глав дипломатических ведомств РФ и США Сергея Лаврова и Энтони Блинкена состоится в Исландии на следующей неделе. Об этом было объявлено после их телефонного разговора, состоявшегося в среду. Одной из ключевых тем для обсуждения станет подготовка саммита лидеров двух стран Владимира Путина и Джо Байдена. Хотя официально власти РФ пока не подтверждают, что Москва согласилась на предложение Вашингтона провести встречу на высшем уровне, готовность к обсуждению накопившихся проблем проявляют обе стороны. Правда, сблизить позиции по целому ряду конфликтных тем будет крайне сложно: как показал развивающийся скандал вокруг кибератаки на американскую компанию Colonial Pipeline, РФ и США друг друга по-прежнему не слышат.
По данным “Ъ”, телефонный разговор глав внешнеполитических ведомств России и США состоялся по инициативе Вашингтона. Главная тема — предстоящие контакты сторон, причем как на министерском уровне, так и на уровне глав государств. Первая очная встреча Сергея Лаврова и Энтони Блинкена состоится на полях заседания министров иностранных дел стран Арктического совета 19–20 мая в Рейкьявике (35 лет назад именно там прошла встреча лидеров СССР и США Михаила Горбачева и Рональда Рейгана). Владимир Путин и Джо Байден же, как ранее писал “Ъ”, вероятно, встретятся 15–16 июня в одной из европейских стран.
«Обсужден график российско-американских контактов на предстоящий период, включая предложение Вашингтона об организации российско-американского саммита»,— говорится в заявлении МИД РФ по итогам разговора господ Лаврова и Блинкена.
При этом российские официальные лица по-прежнему публично не подтверждают, что Москва согласилась на предложение Вашингтона провести саммит.
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков в среду сказал агентству «Интерфакс», что российская сторона сейчас соотносит сигналы от США о заинтересованности во встрече лидеров с поведением американской стороны. «Честно говоря, со вторым аспектом (то есть с поведением.— “Ъ”) есть серьезные проблемы»,— сказал он.
В то же время из дальнейших пояснений Сергея Рябкова можно сделать вывод, что саммит все-таки состоится: «От диалога мы никогда не отказываемся, вопрос в том, как правильно подготовить такой контакт, потому что понятно, что встреча на высшем уровне — это самое ответственное политико-дипломатическое мероприятие в отношениях двух стран, особенно таких как США и Россия, несущих глобальную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и, к сожалению, сталкивающихся с огромным ворохом проблем, давно не решаемых».
К «вороху проблем» добавилась происшедшая в минувшую пятницу хакерская атака на компанию Colonial Pipeline, нарушившая снабжение топливом восточного побережья США (см. “Ъ” от 11 мая). Основная часть операций не будет возобновлена до конца этой недели, так что пострадавшим штатам придется пережить еще несколько неприятных дней дефицита топлива. Еще в понедельник в истории инцидента с Colonial Pipeline появился «русский след» — сообщения о том, что за кибератакой стоит группировка хакеров, именующая себя DarkSide и, по версии американской стороны, действующая с российской территории.
Правда, в отличие от многочисленных предыдущих скандалов, комментирующие ситуацию американские официальные лица не спешат делать вывод о том, что за хакерами может стоять российское государство.
На слушаниях в сенатском комитете по внутренней безопасности и правительственным делам и. о. руководителя Агентства по обеспечению инфраструктурной и кибербезопасности США Брэндон Уэйлс говорил о DarkSide именно как о преступной группировке, действующей на российской территории, но не как о структуре, связанной с Кремлем.
Историю с «русским следом» в кибератаке на Colonial Pipeline, происшедшей на фоне обсуждений о возможном российско-американском саммите, прокомментировал в начале недели президент Байден. «Я собираюсь встретиться с президентом Путиным, и пока со стороны нашей разведки нет доказательств того, что Россия причастна, хотя есть доказательства, что программа-вымогатель, примененная исполнителями, находится в России»,— заявил он.
Уже после этого пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, отвечая на вопрос, «несет ли какую-либо ответственность Россия» за атаку на Colonial Pipeline, дала понять, что американская администрация не пришла к окончательному выводу. «Президент сказал, что разведывательное сообщество еще не завершило проведение всестороннего анализа инцидента, он продолжается. Учитывая, что организация, которой, согласно заключению ФБР, приписывается атака, находится в России, эта страна обязана действовать ответственным образом. Но опять же, мы подождем, пока наше разведывательное сообщество проведет всесторонний анализ, прежде чем сможем что-либо еще сообщить об этом»,— резюмировала госпожа Псаки.
«Хотя пока американская сторона воздержалась от прямого обвинения Кремля в организации кибератаки на Colonial Pipeline, Джо Байден заявляет о том, что Москва несет по крайней мере часть ответственности за нейтрализацию угрозы. В свою очередь, у Москвы есть не меньше оснований предъявлять претензии Вашингтону»,— заявил “Ъ” гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Подтверждением этого тезиса стали, в частности, слова замглавы МИД РФ Олега Сыромолотова, который в интервью «РИА Новости» сообщил, что большинство кибератак на РФ в 2020 году осуществлялось с адресов, зарегистрированных в США, Германии и Нидерландах. Целями западных хакеров стали объекты, связанные с разработками вакцин, органы госуправления, финансовый сектор, военно-промышленный комплекс, учреждения науки, образования, здравоохранения и транспорта.
По мнению Андрея Кортунова, «дальнейшее раскручивание темы Colonial Pipeline может идти в двух противоположных направлениях»: «В наихудшем варианте администрация Байдена будет все более определенно обвинять Россию, используя привычную формулировку highly likely (с высокой вероятностью.— “Ъ”).
При таком сценарии последуют утверждения, что криминальные группировки так или иначе пользовались покровительством и поддержкой российских властей и что только государственные структуры имеют нужный для такой операции технический потенциал». А в наилучшем варианте, как считает эксперт, «этот инцидент будет способствовать налаживанию диалога по проблемам кибербезопасности».
Пока, впрочем, второй вариант кажется маловероятным. Как заявил в среду Сергей Рябков, в Москве уверены: США не заинтересованы в выяснении подлинных причин инцидентов, подобных атаке на Colonial Pipeline. «Если бы США были заинтересованы не в зарабатывании очередной порции политических пропагандистских очков, а в том, чтобы реально разобраться, что происходит, они бы давно, много лет назад, согласились с нашим предложением запустить межведомственный профессиональный диалог по всем вопросам, связанным с безопасностью в информпространстве, включая киберинциденты»,— сказал замглавы МИД РФ журналистам. И резюмировал: «С каждым новым циклом беспочвенных обвинений в адрес Москвы степень неуверенности в своих собственных обвинениях с американской стороны только нарастает».