Молодых оставят без ствола
Трагедия в Казани заставила вернуться к вопросу повышения возраста на покупку оружия
После трагедии в Казани, когда 19-летний выпускник убил в школе девять человек, в России могут повысить возраст приобретения оружия до 21 года. С таким предложением вчера выступил глава Росгвардии Владимир Золотов на совещании с Владимиром Путиным. Три года назад эту же меру предлагал Госсовет Татарстана, но тогда Госдума законопроект республики так и не приняла, посчитав ее нецелесообразной. Депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов заявил „Ъ“, что в итоге республиканские парламентарии «в какой-то мере были правы». Он надеется, что теперь повышение возрастного ценза на покупку ружья будет одобрено.
О необходимости повысить возраст покупки оружия с 18 лет до 21 года Виктор Золотов сообщил вчера на совещании с членами правительства РФ, которое провел президент Владимир Путин. «Необходимо возвратиться к возрастному цензу 21 года — то, что мы говорили до этого. Сейчас в армии практически один год всего лишь служат, и часто ребята, которые там служат, от силы три раза выстрелят из оружия, которое за ними закреплено»,— сказал глава ведомства. Господин Золотов обратил внимание, что в армии «у них „десять нянек“, которые контролируют выдачу этого оружия, сдачу» и «они в полном объеме не получают подготовки, которая им необходима в дальнейшем для работы с оружием». «21 год — в голове у них становится не мешанина, они более-менее уже укрепляются в практике применения оружия и в своём психологическом состоянии. Это необходимо делать»,— подчеркнул Виктор Золотов.
Глава Росгвардии предложил ужесточить и другие нормы. В их числе — выдача гражданам полуавтоматического оружия (Hatsan, «Хантер», «Сайга», «Ланкастер») только после пяти лет владения обычным гладкоствольным. Также он заявил, что медицинские справки, необходимые для получения разрешений на оружие, надо выдавать только в государственных поликлиниках, где будет проводиться психологическое тестирование граждан. Для получения охотничьего билета Виктор Золотов предложил «проходить курс молодого бойца».
Напомним, 11 мая на казанскую гимназию №175 напал ее 19-летний выпускник. По данным правоохранительных органов, он убил семь детей и двоих взрослых, еще 23 человека получили ранения. Молодой человек был вооружен гладкоствольным полуавтоматическим ружьем Hatsan Escort, которое приобрел на законных основаниях (в апреле он получил разрешение на ношение оружия). При этом, по сведениям „Ъ“, у него было тяжелое заболевание головного мозга (атрофия клеток). Сейчас обвиняемый Ильназ Галявиев находится в СИЗО — его арестовали по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц общеопасным способом). Владимир Путин на совещании назвал это преступление «варварским».
Президент России поручил правительству «проработать все эти вопросы на ведомственном и экспертом уровне как можно быстрее». Он подчеркнул, что «для предупреждения подобных преступлений необходимо серьезно повысить требования к владельцам гражданского оружия и усилить контроль за его оборотом»: «Решения здесь должны быть обоснованными, конечно, и, безусловно, жесткими».
Повысить возрастной ценз на приобретение оружия ранее уже предлагали депутаты Госсовета Татарстана. Соответствующий законопроект был направлен в Госдуму в конце 2018 года. Тогда поводом стала трагедия в Керчи, где 18-летний студент открыл стрельбу и устроил взрыв в учебном заведении, из-за чего погибли 20 человек. Парламентарии республики также считали необходимым повысить возраст покупки оружия до 21 года. Увеличение возраста «необходимо для осознания повышенной ответственности факта владения оружием, недопущения злоупотреблений при его хранении и применении», говорили они. Кроме того, было предложено, чтобы владельцы охотничьего оружия не реже одного раза в пять лет проходили проверку знания правил безопасного обращения с оружием.
Три года назад Госдума так и не приняла татарстанский законопроект. Источник ТАСС в нижней палате объяснял, что «количество преступлений или происшествий, происходящих с участием людей этого возраста, настолько мизерное, что даже не составляет погрешности»: «После долгих обсуждений пришли к позиции о том, что такое повышение нецелесообразно».
Продвижение республиканского законопроекта курировал депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия»). Вчера он сообщил „Ъ“, что «защищал этот законопроект и в комитете, и в Госдуме, но тогда правительство посчитало, что эта мера излишняя». «У всех была позиция, что в 18 лет отправляем в армию и даем оружие, а здесь есть охотники на Крайнем Севере, которые без этого не могут»,— пояснил он. Господин Гильмутдинов добавил, что в итоге Госдума не стала рассматривать законопроект из-за отрицательного отзыва правительства. «Я сделал все, что мог. Говорил, что мы все равно вернемся к этой теме. В итоге мы были в какой-то мере правы», — отметил он.
Господин Гильмутдинов заверил „Ъ“, что готов поддержать инициативу Виктора Золотова. Как представитель Татарстана, он планирует войти в рабочую группу для обсуждения мер по ужесточению оборота оружия. При этом он не исключил, что свои предложения может вновь внести парламент Татарстана. Однако дозвониться до главы комитета Госсовета по законности и правопорядку Шакира Ягудина „Ъ“ вчера не удалось.
Ильдар Гильмутдинов сообщил „Ъ“, что в Госдуме также ранее поднимали вопрос об организации системы безопасности школы. Вчера на совещании Владимир Путин заявил, что здесь «нужен единый подход в целом по стране». «Я давно говорил, что надо обязательства по обеспечению безопасности образовательных организаций возложить на учредителей — муниципалитеты, регионы, есть федеральные учреждения. Чтобы были предусмотрены финансы на безопасность. А сейчас, по сути, отвечает только директор школы, которому надо искать деньги. А учредитель, по сути, не обязан отвечать за это»,— пояснил господин Гильмутдинов. Он добавил, что уже направил в Госдуму соответствующий законопроект.