Социальным предприятиям показали возможности
“Ъ-Черноземье” принял участие в тематическом межрегиональном онлайн-марафоне
В обществе всегда существовали нерешенные социальные проблемы. Не всегда государство может уделить им внимание. При этом находятся неравнодушные инициативные люди, способные аккумулировать ресурсы и направить их на решение этих проблем. От этого выигрывают и потребители, и общество. В чем измеряется успех социального бизнеса, может ли он быть прибыльным, на какие меры поддержки может рассчитывать? Эти вопросы обсуждали представители органов власти, бизнеса и сами предприниматели в рамках воронежской сессии межрегионального онлайн-марафона «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности», организованного ИД «Коммерсантъ» при поддержке стратегического партнера — фонда «Наше будущее».
Разговор о социальном предпринимательстве начали с определений. Представитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Инна Овсянникова рассказала о том, кто такие социальные предприниматели и что такое социальное предпринимательство, как получить статус социального предпринимателя и что он означает. Основные нормативно-правовые акты, закрепляющие понятие социального предпринимательства и порядок признания субъекта МСП социальным предприятием, — 209-ФЗ и приказ Минэкономразвития от 29 ноября 2019 года №773, пояснила госпожа Овсянникова.
«Социальное предпринимательство — это в первую очередь бизнес. Это деятельность, которая направлена на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем граждан и общества, но при этом ключевое слово все-таки бизнес»,— отметила Инна Овсянникова.
Она также рассказала о мерах поддержки социальных предпринимателей. В частности, в этом году в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» появились новые инструменты: гранты от 100 до 500 тыс. руб. и льготные микрозаймы под 0,5% ключевой ставки Банка России.
Дискуссию продолжил руководитель функционирующего в рамках нацпроекта центра «Мой бизнес» Андрей Демидов. Он рассказал о роли центра в развитии социального предпринимательства — в частности, речь шла о конкурсах, форумах и совместных благотворительных проектах, в рамках которых центр взаимодействует и с бизнесом, и с НКО. Господин Демидов подчеркнул позитивное значение возрастающей социальной ответственности бизнеса и важность объединения усилий государства, бизнеса и общества.
О том, какую поддержку социальные предприятия могут получить из негосударственных источников, рассказала региональный представитель фонда «Наше будущее» в Воронежской области Алла Титова. Еще одну часть своего выступления она посвятила социальному заказу, который регулируется принятым недавно 189-ФЗ. По словам госпожи Титовой, закон стал поистине революционным — как в плане конкуренции между государственными и негосударственными компаниями за социальный сертификат, так и с точки зрения смещения фокуса на потребителя и предоставления ему свободы выбора.
Алла Титова предложила говорить не о социальном предпринимательстве, а о социальном секторе экономики, в рамках которого сосуществуют и социально ориентированные проекты НКО, и социально ответственный крупный бизнес с собственными программами, и сами социальные предприятия.
«Наш бизнес использует все инструменты. Социальные предприятия используют любые формы собственности. Они могут быть и бизнесом, у них могут быть и социально ориентированные НКО, и это правильно, потому что на сегодняшний день нет единой поддержки социальных предприятий. Нужно работать, нужно продолжать оказывать эти услуги, повышать их качество, и поэтому нужно использовать все инструменты, которые есть у нас в стране»,— отметила эксперт.
Следом эстафету подхватили представители компании «Сибур» с рассказом о своем инструменте поддержки социальных инициатив — программе «Формула хороших дел». «Для "Сибура" быть социально ответственной компанией – это не просто слова и не дань моде, а реальные дела и реальная поддержка людей и проектов. В той или иной степени компания всегда вносила свой вклад в развитие городов своего присутствия и в их социальную сферу, и шесть лет назад эта помощь трансформировалась в четкий и эффективно работающий механизм — программу социальных инвестиций "Формула хороших дел". Она объединяет усилия компании, ее сотрудников, широкого круга партнеров и местных жителей на основе общечеловеческих ценностей»,— рассказал генеральный директор воронежского предприятия «Сибура» (АО «Воронежсинтезкаучук») Илья Корженовский. Цель программы — повышение качества жизни в городах присутствия «Сибура», создание в них наиболее благоприятной и комфортной среды, в которой людям хочется жить и работать.
Завершившие воронежскую часть марафона выступления социальных предпринимателей продемонстрировали, что многие инструменты поддержки уже работают не на словах, а на деле.
Несмотря на сложности, с которыми социальным предпринимателям, как и любым другим предпринимателям, приходится сталкиваться, и руководитель ГК «Мост», президент Воронежского детского театра Наталья Сильковская, и директор ГК «Здоровый ребенок», член правления фонда «Добросвет» Олеся Назарова сумели отладить работу своих проектов и вывести их на прибыльность.
Для социального бизнеса действуют законы бизнеса в целом. Чтобы быть прибыльным, социальное предприятие должно быть открыто к партнерству, не стесняться говорить о себе, участвовать в конкурсах, использовать инновации, иметь возможность масштабироваться, стараться участвовать во всех возможных программах поддержки. Собеседники сошлись во мнении, что сегодня социальное предпринимательство все же является перспективным направлением. Его важность понимают и государство, и бизнес, и общество.