«Жадность взбудоражила умы»

Дмитрий Дризе — о реакции бизнеса на заявление Михаила Мишустина

Олег Дерипаска прокомментировал высказывание Михаила Мишустина, что цены на продукты растут по причине «жадности отдельных представителей рынка». Предприниматель припомнил фразу Владимира Путина, который в свое время предложил пригласить доктора для владельца «Мечела» Игоря Зюзина. Бизнес в таких случаях, как правило, опасается новых мер давления со стороны государства. Дерипаска выразил надежду на цивилизованное решение проблемы. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе также надеется, что правительство не отойдет от рыночных принципов в экономике.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Фраза «жадность отдельных представителей рынка» имеет все шансы стать крылатой. В принципе об этом говорится уже давно, просто премьер-министр назвал вещи своими именами. Это дало безусловный медийный эффект. И, естественно, взбудоражило умы. Вот что значит четкость формулировок.

В последнее время чрезвычайно активный в публичном поле Олег Дерипаска вспомнил по этому поводу другой известный афоризм — «доктор для Мечела».

Подобные заявления бизнес, как правило, понимает следующим образом: скоро его будут в очередной раз кошмарить. Повод воспользоваться очередным популярным термином.

Михаил Мишустин, выступая с отчетом в Госдуме, заявил, что жадность отдельных представителей рынка стала одной из причин роста цен на продукты в стране. «У правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах»,— подчеркнул господин Мишустин.

Дерипаска на это ответил так: «Теперь очень важно, каким будет следующий вариант обсуждения — "у доктора" или какая-то цивилизованная форма». Можно рискнуть и ответить: у «доктора будет», если жадины откажутся исправляться по-хорошему.

Не секрет, что «строить» нелюбимых в народе олигархов крайне выгодно и с медийной точки зрения, и для популярности того или иного политика. Собственно, этим власть занимается на протяжении последних 20 лет.

Олег Владимирович может вспомнить знаменитое «ручку верните». Теперь вот и Мишустин отметился на этом поле новой крылатой фразой.

И, тем не менее, жадность несколько выпадает из общего тренда. Раньше порицали за единичные проступки, что, по идее, понять можно: зарплату рабочим не начислил, реку испортил, налоги государству не доплатил, вывел прибыль в офшор. Теперь же есть повод говорить о некой тенденции.

Жадины — это что-то из пионерского детства, нечто мелкое: сам конфету съел, с другом не поделился.

Плохо поступил с моральной точки зрения, но закон-то не нарушил. Да, я нехороший, но это мое личное дело.

В нашем случае есть угроза, что принцип «делиться надо» будет закреплен на законодательном уровне. Опять же, с политической точки зрения для широких масс может быть приятно, когда на общее поругание выставляют тех, кто под одеялом ест конфеты. Но, с другой стороны, есть риск, что рано или поздно и тебя могут попросить поделиться, если не хочешь прослыть жадиной.

Наконец, раньше считалось, что в России все-таки капитализм. Его смысл в том, чтобы получать прибыль, и чем она выше, тем больше налогов поступает в казну, то есть государство тоже богатеет, а за ним и простые граждане.

Да, так бывает, что цены повышаются, но есть рыночные механизмы, например, рост зарплат.

Впрочем, это не отменяет отрицательного смысла жадности. Бизнес должен быть социально ответственным.

Справедливости ради надо отметить, что правительство намерено действовать исключительно рыночными методами, без раскулачивания. Главное, чтобы без перегибов, не переборщить с социальной справедливостью.

Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале «Коммерсантъ FM».