Королевское повседневное
Елена Стафьева о новой коллекции Garrard
Лондонские ювелиры Garrard показали новую коллекцию — Aloria. И в этот раз мы имеем дело с регалиями британской короны
Суть и сила Garrard постоянны — это ювелирный стиль британского королевского дома, с которым у Garrard давние и прочные отношения. Стиль этот в значительной своей части и формировался при участии Garrard, его уже почти трехвековой работой для двора и аристократии. Кажется, что все эти викторианские гирлянды, бантики и вензеля должны когда-то закончиться и повторение неизбежно,— но нет, они не заканчиваются и не повторяются. И если у вас есть такая история, такой архив и такие способности к их интерпретации, то зачем ими пренебрегать.
Но в этот раз Garrard пошли дальше бантиков и гирлянд и подступили к королевскому скипетру. Его украшает, как известно, огромный бриллиант, полученный из самого большого осколка самого большого и самого знаменитого исторического алмаза, «Куллинана», или «Звезды Африки», подаренного на день рождения королю Эдуарду VII. Золотое крепление, удерживающее все 530,2 карата «Куллинана I» на верхушке скипетра, придумали и сделали в 1910 году именно ювелиры Garrard. Форма этого крепления, похожая на разомкнутое сердце, и стала главным мотивом коллекции Aloria.
Сара Прентис, художественный директор Garrard, говорит, что работа над коллекцией Aloria такая же новаторская, какой была для 1910 года работа над оправой «Куллинана I». Как всегда у Garrard, за простотой и чистотой линий скрыта бездна чисто технической и ремесленной сложности, эту простоту обеспечивающей. Изящность этих изогнутых линий, как всякая настоящая изящность, требует много труда, умения и понимания.
Контуры, одновременно повторяющие оправу «Куллинана I» и стилизованное сердце, выложены бриллиантами, которые обрамляют под некоторым углом цветные камни, ограненные в технике calibre-cut — старинной технике для небольших камней, когда их нужно поместить в определенной формы украшения. Цветные камни тут самые разные — от розовых сапфиров с бриллиантами в оправе из розового золота и желтых сапфиров с бриллиантами в оправе из желтого золота до прозрачных бриллиантов и аквамаринов, вставленных в белое золото.
Но и стилистическая простота украшений Aloria на самом деле не так проста — они модифицируются и могут меняться. И тут тоже, как всегда у Garrard, есть исторические референсы, связанные с королевской ювелирной историей. Золотое крепление, удерживающее «Куллинан I» на скипетре Эдуарда VII, открывается, бриллиант вынимается и становится частью броши — его можно прикрепить в качестве подвески к бриллианту «Куллинан II» на 317,4 карата, вставленному в корону Британской империи, над которой тоже поработали ювелиры Garrard. Королева Мария Текская, невестка Эдуарда VII и жена будущего короля Георга V, носила «Куллинан III» в своей короне, но чаще вместе с «Куллинан IV», в качестве броши, как «Малые звезды Африки».
Колье может быть короче или длиннее, серьги-джекеты можно носить как пусеты или со съемной задней частью другого цвета, в отдельных украшениях королевский мотив с одной стороны инкрустирован бриллиантами, а с другой отделан белой эмалью, повторяющей цвет эмали на оправе «Куллинана I». Этот элемент можно поворачивать так или иначе — для этого в Garrard сделали крошечные скрытые шарниры. Вспоминая все ту же королеву Марию, которая любила менять камни в своих драгоценностях под цвет платьев, для некоторых колье, браслетов и серег Garrard предлагает заменяемые детали разных цветов.
Надо сказать, что все эти свойства коллекции Aloria — чистота форм, их узнаваемость, исторический бэкграунд, возможность трансформации и даже выбор размера камней и типа огранки — делают ее своевременной. Именно этого набора свойств и качеств и ждут сегодня от украшений, именно он становится самым востребованным в том, что предназначено быть частью повседневной жизни и украшать людей каждый день.