Римский профиль
Bvlgari Monete
Сегодня, в эпоху безумных информационных потоков, производители роскоши с более чем вековой историей все чаще напоминают о своих корнях, о времени, когда ценности были безусловными, понятными и вечными. Bvlgari обращаются к этому приему с 1960-х, когда впервые стали использовать античные монеты в украшениях как дань уважения своему римскому происхождению. Традиция жива: в 2021 году ювелирный дом представил новые украшения в одной из своих знаковых коллекций — Monete.
В Западном мире официальные государственные монеты чеканят со второй половины VII века до н. э. В VI веке до н. э. греческие монеты в основном делали из серебра, аверс украшали эмблемой города, где их чеканили. Это могло быть изображение местного божества с его атрибутами, другого символа местного культа или просто символа местности. Буквенные аббревиатуры на монетах обозначали название города. При Александре Македонском монеты эллинистических государств получили портрет правителя и более развернутую легенду, содержащую его имя, а также титул, указывалось и место чеканки. Мастерство чеканки было таково, что греческие монеты считали предметом искусства еще в древности. Первые римские серебряные денарии появились около 268 года до н. э. Сюжетов на них было больше, но качество исполнения — значительно ниже греческих. А после того как в I веке до н. э. на монетах появился профиль Юлия Цезаря, манера чеканить изображение живущих правителей окончательно вошла в обиход — и существует до сих пор. Когда монеты выходили из употребления, их продолжали использовать как художественный объект.
Коллекционеров привлекают в античных монетах редкость и художественная ценность. Ровно за это же несколько раз в истории человечества деньги становились элементом ювелирных украшений. Началось все еще в Древнем Риме: золотые монеты образовывали центральный элемент в кольцах, брошах и колье. В XIX веке античные монеты сыграли важную роль в ювелирном искусстве эпохи историзма благодаря возрождению интереса к древности, подогреваемого открытиями археологов всех мастей. Так, римская ювелирная фирма Castellani активно использовала античные монеты (в основном эллинистические тетрадрахмы и римские денарии, которые в то время находили в Италии в большом количестве) в своих «археологических» украшениях. Но с закатом эпохи историзма «денежные» украшения исчезли из дамских шкатулок.
И только в 1960-х годах идея получила новое прочтение у ювелиров Bvlgari. Никола Булгари, внук основателя компании, рассказал в интервью эксперту в области высокого ювелирного искусства Венсану Мейлану: «В детстве я мечтал стать археологом. Начал коллекционировать старинные монеты, после того как однажды — мне тогда было 11 — увидел их в гостях у родственников. Я был восхищен и начал подумывать, как их можно использовать в наших украшениях. Идея не была новой, в XIX веке Castellani уже делали нечто подобное, но в конце концов мы нашли современный способ использовать старинные монеты. Сначала поместили их на цепочку, потом на колье в технике “тубогас”». Клиенты Bvlgari приняли коллекцию Monete с восторгом. Так появился один из знаковых мотивов римского ювелирного дома.
Бренд всегда гордился своим происхождением. Вечный город принял грека Сотирио Вулгариса в 1881 году, а спустя три года Сотирио открыл первый магазин будущей империи Bvlgari на виа Систина, рядом со знаменитой Испанской лестницей. За ним в 1894 году последовал бутик на виа деи Кондотти, и, наконец, в 1905-м на той же улице открылся еще один бутик, который работает до сих пор. «Мы многим обязаны Риму, волшебному городу, где настоящее и прошлое живут рядом, заставляя вас принять силу истории, власть вечной красоты, непрерывный прогресс человеческой мысли,— говорит нынешний генеральный директор Bvlgari Жан-Кристоф Бабен.— Рим есть и всегда будет главным источником вдохновения для Bvlgari. Его купола стали характерной для Bvlgari огранкой “кабошон”, руины Рима повторяются в геометрии украшений. Древний Рим читается даже в логотипе бренда». Чтобы отдать дань уважения городу, в 2014 году, в честь 130-летия компании, Bvlgari приняли участие в реставрации Испанской лестницы, а в 2020-м совместно с фондом Торлония провели реставрацию 92 статуй из коллекции семейства Торлония — самой большой частной коллекции древностей в мире. (К слову, до конца июня статуи можно увидеть на римской вилле Каффарелли.)
Но вернемся к монетам. Устанавливая эти артефакты древнегреческой и древнеримской культуры в свои украшения, Bvlgari пошли дальше ювелиров XIX века, взяв более широкий диапазон: бронзовые, серебряные и золотые монеты Древнего Средиземноморья, а также европейские и американские монеты от V века до н. э. до XX столетия, важные с нумизматической точки зрения. Что касается античных вариантов, как правило, Bvlgari используют монеты с профилем Александра Македонского или Юлия Цезаря, богини Афины, нимфы Аретусы и Медузы. Украшают ими кольца и колье, серьги и браслеты, даже декоративные объекты — шкатулки, пепельницы или кубки. Одна из таких шкатулок принадлежала Элизабет Тейлор, как, впрочем, и несколько украшений Monete, любимых знаменитостями по обе стороны Атлантики.
«Украшения с древними и важными с нумизматической точки зрения монетами — наша визитная карточка,— рассказывает креативный директор Bvlgari Лючия Сильвестри.— Мы ставим монеты на массивную цепь для создания классического образа, устанавливаем на колье или браслет в технике “тубогас”, которая пользуется большим спросом, добавляем цветные драгоценные камни и бриллианты в самых разных сочетаниях. В большинстве случаев используем желтое и розовое золото, реже — белое золото и платину, активно играем на контрасте между серебром с древней патиной и современным золотым обрамлением. Важная особенность коллекции Monete состоит в том, что ее можно считать унисекс — она пользуется высоким спросом и у мужчин».
Коллекция обновляется тогда, когда в распоряжение Bvlgari поступают интересные древние монеты. И ценятся такие украшения зачастую не меньше изделий с крупными и редкими драгоценными камнями. Так, в 2021 году Bvlgari представили восемь новых украшений коллекции. Два колье с античными монетами на цепочке, сотуар с несколькими бронзовыми монетами, сотуар-трансформер категории high jewellery с бронзовой монетой времен Римской империи 54–68 годов н. э., малахитом и бриллиантами, два кольца: печатку с серебряной античной монетой с мужским профилем и кольцо со вставками из сердолика и бриллиантов. А также серьги-пуссеты и запонки из желтого золота. Каждое произведение, разумеется, в единственном экземпляре.