Henkel склеит больше
Компания модернизирует завод в Ленобласти
Немецкий химико-промышленный концерн Henkel вложит около €5 млн в расширение производства в Тосно. Средства направят на установку второй линии по выпуску клеев-расплавов, что позволит увеличить общую годовую мощность завода до более 25 тыс. тонн, а также на новое оборудование для экологичной упаковки. Обновление оправданно, так как спрос на клей для изготовления мебели в стране будет расти, уверены эксперты.
О планах по модернизации завода бытовых и промышленных клеев “Ъ” сообщил директор филиала «Хенкель Рус» в Тосно Глеб Жуков. Она включит в себя установку второй линии по производству клеев-расплавов (составы, используемые в том числе при изготовлении мебели.— “Ъ”). Это позволит нарастить объем их выпуска с 4 тыс. до 9 тыс. тонн в год. «Инженеры уже завершают все предварительные этапы, и в июне — июле следующего года мы должны запуститься»,— отметил господин Жуков. Увеличить мощности в Henkel решили из-за роста спроса со стороны мебельных производств в восточной Европе, объяснил он.
Также в клеевом подразделении компания планирует заменить оборудование для фасовки товаров, сделав ее более экологичной. «Проект называется Ocean. Наш план — отказаться от пластиковых блистеров вообще и перейти на упаковку только из картона»,— сказал Глеб Жуков. По его словам, с 2025 года в Henkel будет использовать только подлежащую переработке и вторичному применению упаковку, а также до 50% снизить использование первичного пластика. Запустить оборудование на заводе в Тосно рассчитывают во втором квартале 2022 года. Инвестиции в реализацию данных проектов составят около €5 млн (почти 450 млн рублей по текущему курсу).
Концерн Henkel занимается производством моющих средств, косметики, промышленных и бытовых клеев, герметиков, строительных смесей. Компания была основана в 1876 году немецким предпринимателем Фрицем Хенкелем. На российском рынке Henkel присутствует с 1990 года, когда создала совместное предприятие «Совхенк» в городе Энгельсе с компанией «Химволокно». В России у Henkel насчитывается 11 заводов. Объем продаж за 2020 год составил €19,3 млрд, что на 4,3% ниже показателей предыдущего года, операционная прибыль — €2,6 млрд (–19,9%), следует из отчета компании.
Завод Henkel по производству бытовых и промышленных клеев расположен в Тосно Ленинградской области. На предприятии выпускается продукция под брендами «Момент», Metylan, Makroflex, Aquence, Technomelt, Loctite производительностью более 20 тыс. тонн в год. Осенью 2019 года рядом с действующей площадкой компания открыла завод по выпуску сухих строительных смесей Ceresit с годовой мощностью около 80 тыс. тонн продукции.
То, что Henkel смело инвестирует во вторую линию, свидетельствует, что спрос не насыщен и производство легко можно удвоить, объясняет главный аналитик ГК «АЛОР» Алексей Антонов. «А потом и еще раз удвоить: в России сосредоточены примерно четверть запасов древесины на континенте, при этом мебели мы производим очень мало, не более 1%»,— говорит он. С учетом роста стоимости валюты и снижения импорта продажи клея для производства мебели в РФ будут расти, уверен начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. К тому же в Henkel говорят о росте спроса в Восточной Европе, это позволит реализовать экспортный потенциал российского предприятия, дополнил он.
Спрос на клеи-расплавы в России последние пару десятилетий всегда опережал предложение, продолжает Алексей Антонов. Причина — в низких или нулевых вложениях в научно-исследовательские работы, отсутствии целостной сырьевой базы и устаревшей производственной базе. Поэтому мебельные производства покупают клеи за рубежом: соотношение объемов импорта и внутреннего производства составляет примерно 70% и 30%. В год импортируется около 25 тыс. тонн клеев-расплавов, отмечает эксперт.
Также потребителями клеев-расплавов являются предприятия автомобилестроения, микроэлектроники, производства упаковки, перечисляет Дмитрий Кумановский. По оценке Алексея Антонова, Henkel занимает 25% рынка клеев-расплавов, еще столько же у Klebchemie. Далее следуют Follmann, H. B. Fuller и Jowat с долями от 7 до 9%, и еще 28% приходится на небольшие компании. «Увеличив производство, Henkel получит дополнительные 1–3% рынка, которые он заберет как раз у noname-производителей»,— считает господин Антонов.