Рай в шалаше
В России растет популярность глэмпингов
Глэмпинги — те же кемпинги, но комфортнее и дороже. Размещение в них зачастую обходится дороже, чем в отелях. Хотя число подобных проектов постоянно растет, свободных мест на подобных базах отдыха этим летом практически нет. «Деньги» выяснили, сколько стоит отдохнуть в глэмпинге и чем модный формат так полюбился российским туристам и инвесторам.
Формат глэмпингов за рубежом развивается уже лет десять, а в 2016-м фактически получил официальный статус. Именно тогда сам по себе термин, образованный от слов «гламурный» и «кемпинг», был включен в Оксфордский словарь английского языка. Согласно принятому определению, глэмпинги — разновидность кемпингов, отличающаяся от них использованием более комфортабельного оборудования для размещения и отдыха. В России такие проекты активно начали появляться с 2014 года. Сейчас же их открытие стало лавинообразным и даже получает поддержку из госбюджета.
Хотя глэмпинги в России, очевидно, уже прижились, четкого определения у этого явления на рынке туризма до сих пор нет. Ввести его планируется в рамках профильного ГОСТа. Участвующая в разработке стандарта руководитель консалтинговой компании «Природный кодекс» Марина Грицун объясняет, что терминология и необходимый набор услуг пока обсуждаются профессиональным сообществом: «На мой взгляд, речь пойдет об обязательной системе водоснабжения, водоотведения, возможностей организованного питания, в домиках должно быть постельное белье, то есть, по сути, уровень оказываемого сервиса должен быть чем-то средним между кемпингом и классическим отелем».
Отопление в классических глэмпингах обычно обеспечивается дизельными генераторами или тепловыми пушками, водозабор происходит из ближайшего водоема, а водоотведение и канализация обеспечиваются через септик. Последнее — наиболее трудозатратная часть.
Судя по материалам на портале глэмпинг.рф, в России предлагается девять различных типов размещения. Это напоминающие большие палатки сафари-тенты и белл-тенты, типи (традиционное жилье кочевых индейцев), юрты, купола с панорамными окнами, модульные экодома, сделанные обычно из грузовых контейнеров вагончики, дома на колесах и кубы.
Палаточный бум
Пока продолжаются теоретические споры, на практике в России наблюдается настоящий бум глэмпингов. Судя по базе, составленной Ассоциацией глэмпингов России, развивается индустрия стремительно: в стране уже действуют 180 профильных объектов, и каждый летний сезон запускается 50 новых. В основном глэмпинги сейчас концентрируются у крупных городов и в прилегающих регионах: так, в Московской области 21 подобный объект. По 17 можно найти в Краснодарском крае и Ленинградской области, 13 — в Тверской области. Популярный формат оказался для отдыха и в культовых экологически чистых природных местах: 16 российских глэмпингов расположены на Алтае, 10 — в Карелии, 8 — в Ярославской области, есть 7 в Крыму. По 6 объектов работают в Калужской области, по 5 — в Ростовской, по 4 — на Камчатке, в Мурманской и Тульской областях, а еще по 3 — в Иркутской, Свердловской, Челябинской областях, Татарстане и Приморском крае.
Объекты вблизи городов уже сформировали свою лояльную аудиторию. После майских праздников аналитики ГК «Миэль» отмечали, что многие москвичи в этом году приняли решение отказаться от краткосрочной аренды загородного дома, выбрав отдых в загородном отеле или глэмпинге. «Многие наши клиенты на эти майские праздники выбрали не Подмосковье, а соседние области, мотивируя это более низкой ценой и относительно новыми впечатлениями»,— поясняла управляющий директор «Миэль» Мария Жукова.
Во многих регионах новый формат только начинает развиваться. Так, по два глэмпинга, согласно данным профильной ассоциации, работают в Калининградской, Липецкой, Новгородской, Ростовский, Тюменской областях, Пермском и Хабаровском краях, Башкирии. По одному объекту открылось в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Псковской, Саратовской, Смоленской, Ставропольской, Ульяновской областях, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Бурятии, Якутии, Северной Осетии, Хакасии.
Высокая окупаемость
Совладелец Sokroma Hotels Group Дарья Ковалевская рассказывает, что многих инвесторов формат глэмпингов привлекает отсутствием административных барьеров, существующих при открытии классического отеля. Модульные гостиницы считаются быстровозводимыми сооружениями и серьезных согласований по российскому законодательству не требуют. Марина Грицун добавляет, что по существующим нормам глэмпинги, равно как и кемпинги, оказывают услуги аренды оборудования, а не гостиничного размещения.
Достаточно низким на этом фоне остается порог входа на рынок глэмпингов. Госпожа Ковалевская рассказывает, что разместить один домик в Московской или Ленинградской области сейчас можно за 250–300 тыс. руб. «В этих регионах их часто ставят на своей территории существующие отели и пансионаты, таким образом расширяясь»,— объясняет она. Для сравнения, в северных регионах, например Мурманской области, затраты существенно выше и составляют около 1,5 млн руб. за домик. Госпожа Ковалевская объясняет, что это связано с необходимостью монтировать более серьезную и теплую конструкцию.
Основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич рассказывает, что модульные домики при отелях подключаются к коммуникациям основного здания. Их строительство очень выгодно для отельеров: при минимальном объеме вложений стоимость размещения здесь зачастую выше, чем в обычном номере. Согласно данным на глэмпинг.рф, стоимость ночи в сафари-тенте в Московской области сейчас начинается от 3 тыс. руб., в юрте — от 7 тыс. руб. При этом предложения пользуются популярностью: свободных мест на июнь—июль в большинстве популярных объектов уже нет. А снять иглу в Aurora Village в Мурманской области на одну ночь на выходных в июне—августе на сайте глэмпинга можно за 12–13 тыс. руб.
Большим спросом подобное размещение пользуется и в курортных зонах. Например, в глэмпинге «Экоцентр "Жемчужный"» на территории природного заповедника «Утриш» недалеко от Анапы на лето уже практически нет свободных мест. Редкий доступный вариант (на 29 августа — 1 сентября) обойдется в 25 тыс. руб. Похожая ситуация у глэмпинга «Сфера» в Красной Поляне: две ночи в июне здесь будут стоить около 13 тыс. руб., и доступных для бронирования «окон» практически нет. Ночь в GlampStory, расположенном на Халактырском пляже на Камчатке, на летних выходных в системах бронирования сейчас стоит 13 тыс. руб. В Карелии глэмпинг «Папоротник» на летних выходных предлагает размещение за 5 тыс. руб. за ночь в типи и за 8 тыс. руб.— в домике.
Перспективы формата
Дарья Ковалевская рассказывает, что туристы очень позитивно воспринимают глэмпинги, останавливаясь в них на день или два. «Мы живем в эпоху экономики впечатлений, гости воспринимают ночевку в домике на природе как новый опыт»,— объясняет она. Неудивительно, что больше всего на этом фоне формат глэмпингов подходит для рекреационных территорий, в которые стремятся рассчитывающие пожить в комфорте туристы. Капитальные конструкции в таких зонах зачастую размещать нельзя. Хотя Марина Грицун объясняет, что в хорошем глэмпинге, равно как и кемпинге, обязательно должна быть организована досуговая составляющая. «Это может быть в формате relax или активного отдыха — водный спорт, походы, тренинги, мероприятия»,— рассуждает она. Гости, ориентированные просто на отдых, по ее словам, обычно останавливаются на один-три дня, активные туристы могут задержаться на неделю.
Сейчас участники рынка опасаются, что резкий рост инвестиционного интереса к глэмпингам вместе с низким порогом входа приведут к массовому выходу в сегмент недобросовестных игроков. Некоторые из них даже предпочитают по старинке называть свои объекты кемпингами на фоне того, что у туристов пока нет четкого понимания, что именно должен предусматривать формат. Марина Грицун называет проблемой и то, что многие глэмпельеры «продают картинку», а не конкретный набор услуг. «На сайт бронирования выкладывают красивые фотографии. Приезжая, гости вместо живописного озера видят палатки в кустах, у людей формируется неправильно впечатление, после которого в настоящий глэмпинг они уже вряд ли поедут»,— рассуждает она. Такие объекты, по мнению эксперта, обычно ориентируются на одноразовых клиентов и редко следят за репутацией.
Госпожа Ковалевская опасается, что формат глэмпингов в какой-то момент может изжить себя. То же самое на рынке уже произошло с хостелами, которые начинались как объединения единомышленников, предполагая большие community-зоны, но впоследствии стали во многом походить на общежития. Об этом же говорит Станислав Ивашкевич, называющий глэмпинги «второй волной хостелов». Эксперт убежден, что размещение в них в классическом понимании целесообразно только в труднодоступных природных местах, в то время как в условиях Подмосковья это скорее вызывает вопросы.