Говорит и показывает Женева
Чуда не произошло — новый салон Watches and Wonders и в этом году прошел только онлайн: c 7 по 13 апреля. Если два года назад за неделю до салона в женевском выставочном зале Palexpо строили монументальные стенды для часовых марок и накрывали столы для дорогих гостей, то теперь многие месяцы марки строили специальную виртуальную платформу — для показа часов, для ритуальных приветствий глав часовых марок и даже для дискуссий — о тяжелых судьбах люкса, о вящей пользе часовых усложнений, о долюшке женской в часах.
Строили, строили и наконец построили. Сложная система допусков, все новые и новые стремительным домкратом рассылаемые пароли обернулись катастрофой в первые часы салона, когда платформа мощно зависла и маркам пришлось устраивать презентации своими силами. Не так-то легко было попасть когда-то на «очный» салон SIHH, предшественник Watches and Wonders: поездка за город, очередь, пропуск, секьюрити. Но попасть на платформу Watches and Wonders оказалось просто невозможно, а техподдержка отвечала то из Женевы, то из Сингапура, то из Шанхая, удивляясь друг другу. Ощущение было, что находишься не в гостях у люкса, а в очередной серии «Черного зеркала».
На второй день платформа все-таки заработала и в итоге мы получили первый большой салон, специально спроектированный в виде онлайн-события. В прошлом году он казался чистой импровизацией, как успели, так и сделали. В нынешнем году уже можно обсуждать достоинства и недостатки этого формата.
Сначала достоинства: при всей любви к очному общению я не променяю теперь на обычные презентации в утреннем сонном зале компьютерный рассказ — более подробный, более удобный. Нет худа без добра — часовщики получили новый способ общения с клиентами и журналистами, который можно использовать параллельно с традиционными. Cвое расписание тут каждый составляет по своему усмотрению, презентации марок открыты для всех зарегистрированных участников, практически нет деления на группы по языкам и регионам.
Побочный эффект — все вынуждены говорить на английском, этом новом эсперанто. Удача, что многие швейцарские часовщики владеют языком Китса и Элиота не лучше, чем их французские, русские и немецкие слушатели. Исключение было сделано только для азиатских групп, которые получили право общаться на свойственных им языках. Впрочем, за это право регион заплатил звонкой монетой. Покупки швейцарских часов в Азии, избывшей вирус раньше других, растут и спасают индустрию. Для храбрых азиатов с 14 по 18 апреля была устроена специальная очная презентация, вторая серия Watches and Wonders — в Шанхае.
Недостатков тоже хватало. Впервые в одном виртуальном пространстве собрались 38 — а предполагалось вообще 50 — часовых марок разного веса и значения: от градообразующих Cartier, Bvlgari, Rolex, Patek Philippe до молодых да ранних Trilobe или H. Moser & Cie. В старые времена на Базельской ярмарке необъятные пространства павильонов разводили участников по районам Baselworld. Здесь же в едином строю оказались марки, которые абсолютно невозможно сравнивать — как будто бы пришедшие с разных салонов. Несхожего масштаба и стиля, они оказались в общих рамках и клетках, не имея возможности выбрать что-то, что больше бы им подходило. На очных салонах многое значила архитектура и сценография павильона, рассказ начинался с порога. Здесь марки в лучшем случае могли выбрать заставку или цвет бороды ведущего. Странствия по реальной выставке были параллельны и многообразны, как прогулки по городу, виртуальная Watches and Wonders оказалась линейна, как маршрут от «Сокольников» до «Парка» на метро.
Как водится, расставаясь, все желали друг другу поскорее «увидеться в реале». Ну, как в телефонные времена: «Поженимся?» «Созвонимся!»