«Снижение риска — кардинальный способ борьбы с табакокурением»
Из чего состоит корпоративная социальная ответственность табачного бизнеса
Управляющий по устойчивому развитию и корпоративному волонтерству аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Ольга Лучина рассказала «Ъ-Регенерации» о том, как компания перестраивает свой бизнес, чтобы уйти от вреда здоровью, связанного с курением, обеспечив устойчивое производство и потребление своей продукции, а также увеличив благосостояние работников и поставщиков.
— В чем заключаются миссия и ценности вашей компании и как они отражаются в практике корпоративной социальной ответственности (КСО)? Как вам удается примирить социальную ответственность и понимание того, что вы выпускаете продукт, вредящий здоровью?
— Пять лет назад наша компания объявила о своей новой миссии: будущее без сигаретного дыма. В центр наших усилий в области устойчивого развития мы поместили основной продукт и считаем, что самый большой вклад в благосостояние общества, который мы можем сделать,— это разработать менее вредные продукты, альтернативные сигаретам, чтобы однажды полностью уйти от вреда здоровью, связанного с курением.
ФМИ начала разрабатывать продукты с пониженным риском более десяти лет назад. Мы пригласили более 400 ученых со всего мира на работу в только что созданные тогда научно-исследовательские центры ФМИ в Швейцарии и Сингапуре. Сегодня они развивают инновационные технологии, исключающие процесс горения, во время которого и формируется значительное количество токсичных веществ, находящихся в сигаретном дыме. Компания проводит поэтапную и всестороннюю научную оценку своих инновационных продуктов. Эта оценка основана на практиках, которые уже много лет применяются в фармацевтической отрасли. В своих исследованиях мы следуем международным стандартам качества, принципам надлежащей лабораторной практики (GLP) и надлежащей клинической практики (GCP).
Именно в кратном снижение вредного воздействия курения на здоровье людей мы видим свой самый большой вклад с точки зрения социальной ответственности, инвестируя значительные ресурсы в разработку, исследования и продвижение альтернативных никотинсодержащих продуктов с пониженным риском. Один из таких продуктов — система нагревания табака IQOS — уже продается на 66 рынках, включая Россию, на бездымные продукты ФМИ перешли более 14 млн курильщиков во всем мире, отказавшись от курения сигарет.
— Что вы понимаете под ответственным маркетингом своей продукции?
— Мы продаем нашу продукцию только совершеннолетним курильщикам. Если вы не курите и решите зайти в нашу собственную розницу Qstore купить IQOS в подарок курящему другу — вам IQOS не продадут. С розничными сетями наших партнеров, где продаются сигареты, в течение нескольких лет мы развиваем программу предотвращения курения среди несовершеннолетних, в этом нам также помогают НКО, которые занимаются тематикой подросткового курения.
Ответственный маркетинг — это также точность и прозрачность в коммуникации с потребителями. Информация о нашей продукции в торговых материалах является достоверной, а результаты научных исследований в области продуктов с пониженным риском — открытыми для научного сообщества и широкой общественности.
Мы предупреждаем потребителей о негативных последствиях для здоровья, связанных с потреблением табачных изделий и никотинсодержащей продукции: потребительская упаковка сигарет и альтернативной бездымной продукции содержит предупреждения о вреде потребления табака. В России это требование законодательства, но мы следуем этому принципу и в тех странах, где такого требования нет.
— Каким образом соответствующая практика влияет на операционную деятельность компании?
— Наши бренды входят в число самых ценных мировых брендов. Мы развиваем и поддерживаем их ценность, используя творческие, инновационные, но всегда добросовестные и законные методы работы. Мы знаем, что табачная продукция несет риски для потребителей, и ответственно подходим к вопросам продаж и маркетинга нашей продукции, что позволяет нам быть успешными на протяжении многих лет и в долгосрочной перспективе.
— Видите ли вы связь между социальной ответственностью и финансовыми результатами компании и как она проявляется?
— Социальная ответственность компании — это важная составляющая ESG-факторов (влияние деятельности компании на экологию, социальное воздействие и корпоративное управление), которые помимо финансовых показателей сегодня входят в оценку инвестиционной привлекательности компаний во многих странах мира, включая Россию.
Все больше инвесторов сходятся во мнении, что компаниям необходимо инвестировать в такие нематериальные активы, как инновации, социальная деятельность, инклюзивная корпоративная культура и другие направления, которые определяют устойчивость бизнеса и финансовый успех.
При этом соискатели при устройстве на работу все чаще задают вопросы компании о ее миссии, о том, кому компания помогает, как планирует изменить мир к лучшему и какой вклад в это можно внести.
— Как построено ваше взаимодействие с заинтересованными сторонами?
— Четвертый год подряд мы выпускаем локальный отчет об устойчивом развитии в России, при подготовке которого взаимодействуем с заинтересованными сторонами для определения значимых тем для раскрытия. Так, в прошлом году мы проводили онлайн-опрос внутренних и внешних заинтересованных сторон: сотрудников компании, поставщиков и деловых партнеров, представителей органов государственной власти и НКО. В результате сформировали матрицу существенности для нашей отчетности в России, то есть перечень тем, на которые наш бизнес влияет наибольшим образом и вклад в развитие которых с нашей стороны будет наиболее значимым.
В первый уровень приоритета вошли такие темы, как, например, развитие альтернативной бездымной продукции, воздействие продукции на здоровье, ответственная научно-исследовательская деятельность, справедливые, благоприятные и безопасные условия труда, антикоррупционная деятельность.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами происходит и вне отчетного цикла, вместе мы работаем над большим числом программ в области устойчивого развития.
— Расскажите об основных КСО-программах компании в России?
— Наши основные программы структурированы вокруг трех приоритетных Целей устойчивого развития ООН: цель 3 —«Хорошее здоровье и благополучие», цель 8 — «Достойная работа и экономический рост» и цель 12 — «Ответственное потребление и производство».
Повторюсь, мы считаем, что кардинальных изменений в области борьбы с табакокурением можно добиться только развитием на рынке линейки инновационных продуктов, которые имеют потенциал к снижению риска. Эту глобальную стратегию мы внедряем и в России: сегодня более 4 млн курильщиков отказались от сигарет и перешли на использование наших альтернативных никотинсодержащих продуктов, исключающих процесс горения.
Второе направление касается нас как работодателя. В нашей компании в России работают более 3 тыс. сотрудников, и внутри компании мы поддерживаем и развиваем культуру многообразия и вовлеченности, безопасности труда и равных карьерных возможностей. Например, два года назад мы прошли независимый аудит и получили сертификацию международного фонда EQUAL-SALARY для подтверждения равных и справедливых условий оплаты труда и карьерных возможностей для мужчин и женщин в нашей компании в России.
И третий приоритет — минимизация влияния нашей производственной деятельности на окружающую среду. В России у нас две фабрики: в Ленинградской области и Краснодарском крае. Ежегодно мы внедряем программы в области эффективного использования энергоресурсов и воды, постоянно модернизируем оборудование, разрабатываем новые программы по переработке отходов. Мы также вовлекаем поставщиков и потребителей в совместные проекты в области ответственного производства и потребления.
— Вы в числе немногих компаний, заявивших о цели достичь углеродной нейтральности к 2050 году, в том числе в цепочке поставок. Как вы намерены этого добиться?
— Сокращение выбросов — ключевая задача наших программ по охране окружающей среды. В нашей операционной деятельности большая часть выбросов происходит в верхней части цепочки поставок, например при сушке табачного листа на фермерских хозяйствах наших поставщиков. В странах выращивания табака вместе с партнерами мы ведем масштабные проекты в этой области. Выбросы при производстве табачной продукции на наших фабриках представляют меньшую часть в углеродном следе ФМИ, однако по всему миру мы также запускаем программы для сокращения этого воздействия. Например, в России в этом году начался проект по переходу на углеродную нейтральность нашей фабрики «ФМ Ижора» в Ленинградской области. Мы поставили себе цель завершить этот проект до 2025 года.
Безусловно, мы работаем над вовлечением наших поставщиков в программы по снижению выбросов. Например, в России мы проводим дни устойчивого развития ФМИ для поставщиков и бизнес-партнеров: делимся стратегиями и практиками в области сохранения климата и других вопросов устойчивого развития. За работу на этом направлении ФМИ четвертый год подряд входит в лидеры рейтинга CDP по работе с поставщиками. Мы также одна из десяти компаний в мире, которые имеют рейтинг ААА в климатическом рейтинге CDP (за лучшие практики в лесо- и водопользовании и климатических программах).
— Вы заявляете о достаточно успешной практике управления отходами, которые на уровне производства перерабатываются фактически на 100%. Как вам удалось этого добиться?
— Да, действительно, 97% производственных отходов на наших фабриках в России идет на дальнейшую переработку. Например, такие табачные отходы, как отходы ацетатных фильтров, перерабатываются во вторичную продукцию: холстопрошивное полотно, которое используется в качестве упаковочных материалов, утеплителей и уплотнителей набивки для мягкой мебели.
Два года назад мы запустили проект по сбору вышедших из употребления устройств IQOS для дальнейшей переработки, и за время работы программы потребители принесли в точки продаж по всей стране более 100 тыс. устройств, которые были переработаны.
— Считаете ли вы, что проблема загрязнения окружающей среды сигаретными фильтрами может быть решена в обозримом будущем с вашей помощью?
— Проблема утилизации потребительских отходов с каждым годом становится все более актуальной для нашей страны и планеты в целом. При этом не все знают, что сигаретные фильтры производятся из ацетата целлюлозы — биопластика со сроком разложения от 3 месяцев до 15 лет в зависимости от условий окружающей среды, поэтому лучший способ утилизации использованной сигареты — выбросить ее с общим потребительским мусором в урну, как делает большинство потребителей, но, к сожалению, не все.
В решение этой проблемы мы вносим вклад с нескольких сторон. Во-первых, работаем над поиском новых технологий для производства фильтров с более высокой скоростью биоразложения, ведем просветительские кампании для своих потребителей, как, например, кампания от бренда Marlboro «Наша планета не пепельница», а наши сотрудники по всему миру участвуют в экологических акциях, например во Всемирном дне чистоты (World`s Clean Up day).
Хорошая новость и в том, что по нашим исследованиям в нескольких странах табачные стики в большей степени, чем сигареты, выбрасываются в урны, так как при их использовании отсутствуют запах и пепел, и после использования их можно комфортно для себя и окружающих сохранить в пачке до ближайшей урны.
— Крупные поставщики табачного сырья находятся в странах Северной и Южной Америки, Турции и странах Африки. Каким образом вам удается управлять социальными и экологическими рисками в цепочках поставок?
— Наши программы в регионах выращивания табака сфокусированы на двух направлениях: решении проблемы детского труда на табачных плантациях и распространении ответственных сельскохозяйственных практик среди наших партнеров-фермеров.
Вместе с руководством стран, НКО и другими заинтересованными лицами мы регулярно финансируем программы, направленные на искоренение детского труда при выращивании табака. Наши усилия направлены на устранение причин использования детского труда и подразумевают повышение доступности и качества образования детей фермеров, выращивающих табак, а также на улучшение условий жизни в их поселениях.
Практики ответственного сельского хозяйства касаются использования удобрений и минимизации негативного воздействия на природу при выращивании табака; мы проводим тренинги и мониторинг внедрения этих практик, а также оказываем консультационную агрономическую помощь фермерам.
— Каким образом вы измеряете социальный эффект от вашей внутренней и внешней социальной активности?
— Главный показатель эффективности нашей стратегии в области устойчивого развития — это количество курильщиков, которые бросили курить сигареты и перешли на менее вредные никотинсодержащие продукты. В мире сегодня это 14 млн людей, 4 млн из которых живут в России.
Если говорить о социальном эффекте наших благотворительных программ, могу привести пример программы «Статус: Онлайн» (курсы компьютерной и финансово-юридической грамотности для пожилых людей и людей с инвалидностью). В 2019 году в рамках части этой программы мы провели оценку индекса социального возврата на инвестиции. Этот показатель составил 4,47:1, что означает, что на каждую вложенную единицу (в данном случае рубль как измеритель) возврат составил 4,47.
— Каких основных отложенных результатов от соответствующих программ и проектов вы ожидаете?
— Есть программы, которые вносят вклад в большие социальные изменения в долгосрочной перспективе. Например, мы работаем с благотворительным фондом поддержки слепоглухих «Соединение», а также поддерживаем его фонд-сателлит центр творческих проектов «Инклюзион». Такие проекты помогают развивать инфраструктуру для людей с ограничениями по здоровью в нашей стране и в целом способствуют развитию инклюзии в обществе.
— Стала ли эпидемия COVID триггером для переосмысления миссии, целей, принципов и программ в области устойчивого развития компании? Если да, то как они будут меняться? Если нет, то почему?
— Безусловно, эпидемия повлияла на многие стороны корпоративной жизни. Многие процессы трансформировались — например, стала развиваться культура smart work, гибкого подхода к организации рабочего процесса, в офисе и удаленно. Компании стали больше объединяться в социальных проектах. Многие компании, несмотря на экономическую турбулентность в прошлом году, предложили свою помощь в регионах присутствия, закупили медицинское оборудование и средства защиты для медицинских учреждений, делали совместные волонтерские акции.
— Трансформация бизнеса — наиболее существенная из тем в области корпоративной социальной ответственности компании. Вы видите себя в мире, где не курят? Как?
— Мы стремимся и дальше оставаться лидерами процесса трансформации табачной отрасли, так как уверены, что существенных изменений в области борьбы с табакокурением можно добиться, только стимулируя курильщиков, которые не хотят отказываться от своей привычки, переходить на использование инновационных, менее вредных продуктов.
Наша цель — сделать так, чтобы по меньшей мере 40 млн курильщиков во всем мире перешли на бездымные продукты до 2025 года. Это число может быть намного выше, если большее число регуляторов примет концепцию снижения вреда в качестве третьего направления работы в области здравоохранения помимо существующих сегодня двух: не начинать курить, а если начал, то бросить. Потому как огромное число курильщиков во всем мире продолжают курить, но готовы рассмотреть возможность менее вредной альтернативы. Для этого мы развиваем научную базу наших разработок, приветствуем исследования в области снижения вреда при переходе на альтернативные бездымные продукты на независимых научных площадках и приглашаем все заинтересованные стороны работать вместе над созданием будущего без сигаретного дыма.
— Что бы вы могли рекомендовать компаниям, которые только вступают на путь социальной и экологической ответственности?
— Капитализация ESG-факторов будет только расти, поэтому смело направляем наши ресурсы на создание добавленной стоимости для всех: наших потребителей, сотрудников, бизнес-партнеров и общества в целом.