Я выбираю сердцем
Инесса Юрченко о работе в киноиндустрии
Посвятив 25 лет юриспруденции, Инесса Юрченко оставила ее ради кинобизнеса, стала успешным продюсером, основала одну из крупнейших в Санкт-Петербурге и в России кинокомпаний и даже в течение нескольких месяцев возглавляла киностудию «Ленфильм».
Сейчас вы руководите одной из крупнейших в России кинокомпанией «Триикс Медиа», хотя имеете юридический бэкграунд. Как вы расцениваете свои успехи и что послужило такой кардинальной смене деятельности?
Я считаю, что по производству контента, именно телевизионного, мы одна из самых крупных компаний в стране. Только в этом году мы сделали не менее 300 эфирных часов контента. А в общей сложности на сегодня — почти 4 тыс. часов. Надо сказать, что непросто вырастить такую компанию, находясь не в Москве, а в Петербурге. Конкуренция с Москвой очень высокая, но тут нам помогает наш великий город, который сам является главным героем большинства наших проектов. Например, съемки одного из сложнейших сериалов, «Ленинград 46». Были чрезвычайно сжатые сроки, небольшие бюджеты, плюс это исторический сериал… Если мне сейчас предложить снять историческое кино за год и три месяца, 32 серии под ключ, я скажу: это невозможно. Но думаю, это удалось сделать благодаря мистической помощи города. И эта картина стала визитной карточкой кинокомпании «Триикс Медиа». О смене деятельности скажу, что мне очень нравится то, чем я занимаюсь. А что касается моего профессионального пути — да, я закончила юридический факультет университета, получила распределение в прокуратуру. После этого перешла в адвокатуру и работала в Международной коллегии адвокатов. Мой юридический стаж составил в общей сложности 25 лет.
Опыт юриста помогает работе в кино?
Конечно. У нашей семьи есть большой друг — актер Алексей Нилов — всем известный капитан Ларин из сериала «Улицы разбитых фонарей», который снимался в Петербурге. В 1999 году он обратился ко мне с просьбой помочь заключить контракт с каналом НТВ. К нам присоединились и другие актеры сериала: Александр Половцев, Сергей Селин и Михаил Трухин, то есть киномилиционеры Соловец, Дукалис и Волков. Конечно, на НТВ были и есть мощнейшие юристы, и наша, можно сказать, битва продолжалась восемь месяцев. Но в итоге мы совместно выработали крутой договор, предусматривавший все интересы актеров на тот момент. И он стал, по сути, основой всех нынешних актерских договоров в области смежных прав.
«Менты» — культовый сериал.
Да, согласна. Следующей ступенькой стал проект «Опера, хроники убойного отдела», который стал выходить на телеканале «Россия-1». В 2006 году контракт с этим каналом заканчивался, и меня пригласил Владимир Кулистиков, легендарный генеральный директор телеканала НТВ, и сказал, что хотел бы вернуть «Ментов» на свой канал. Он предложил мне придумать, как сделать эту историю. Это была и юридическая, и творческая работа одновременно.
Таким образом, вы выступили не только юристом, но и продюсером?
Меня тогда уже захватил мир кино. Хорошо помню этот разговор с Кулистиковым. Я спросила, кто будет продюсировать, он ответил: «Ну ты и будешь». И получилось, что мой первый проект — это «Литейный, 4», который уже не имел отношения ни к «Операм», ни к «Улицам» и в котором было создано 240 серий. Так я стала продюсером. Потом мы с Сергеем Щегловым, моим другом и соратником, основали кинокомпанию «Триикс Медиа» в Петербурге и создали огромное количество очень успешных проектов, в которых принимали участие известнейшие медийные актеры нашей страны.
Кстати, в этом году мы выпускаем четвертый вариант наших «Ментов», сериал «Ментовское братство». Его мы сняли на свои деньги, так как поначалу никто в этот проект не верил, но в итоге НТВ поддержал нас. Это рабочее название сериала, и в нем опять будут Нилов, Селин, Федорцов и Половцев.
Эти актеры когда-то были очень популярны, гастролировали по всей стране, выступали в Кремле.
Да, иногда, когда мы приезжали в какой-нибудь город, у меня было ощущение, что я продюсер чуть ли не «Битлз» — так их везде встречали. А сколько молодых людей подходили и говорили, что, посмотрев сериал, пошли в школу милиции и хотят стать милиционерами, и как нас благодарили сотрудники МВД за то, что мы показывали их работу честно!
Действительно, в 90-е годы к милиции относились очень негативно. Но благодаря образам, созданным в первом в новейшей истории нашего кино детективном сериале, удалось повысить престиж этой профессии.
Несомненно, популяризация профессии через кино и сериал — это уникальная история. Поэтому я считаю одной из своих миссий честно рассказывать о нелегкой работе правоохранительных органов. Зрителю и сейчас не совсем понятны различия между МВД, Следственным комитетом, Росгвардией, прокуратурой. И когда он реально видит, как работают эти подразделения, это, конечно, формирует совершенно иное отношение к профессии. Сейчас у нас несколько проектов этой тематики в эфире разных телеканалов, и один из них, «Первый отдел»,— о работе Следственного комитета Санкт-Петербурга. Мы делаем этот проект при поддержке Следственного комитета Российской Федерации, он получился очень рейтинговым, дал очень высокие цифры. Значит, зрительский интерес к этой тематике велик.
Еще один очень рейтинговый проект, который выходит на «Пятом канале»,— «Великолепная пятерка», о буднях оперов «убойного» отдела Петровского РОВД Петербурга. Кинокомпания «Триикс Медиа» сделала много детективных сериалов, но в этом проекте молодым актерам, на мой взгляд, удалось воссоздать ту атмосферу, которая была в «Улице разбитых фонарей». Очень дружный актерский состав. Вообще, кастинг — это самое важное в любом сериале. Поэтому кастинг главных героев я всегда стараюсь делать сама, согласовывая, разумеется, с заказчиками. Заказчики и телеканалы знают эту мою особенность и доверяют мне, а я всегда выбираю сердцем. Смотрю скорее не как профессионал, а как зрительница, размышляя, кого я сама хотела бы видеть на экране. А запрос женщин всегда понятен — нужна харизма в мужчине и главном герое. И тому пример мегапопулярные проекты «Невский» и «Шеф» на канале НТВ.
В ушедшем году Петербург преподнес вам сюрприз. Как получилось, что пришлось принять временное руководство старейшей киностудией «Ленфильм»?
Я стала временно исполняющим обязанности генерального директора Ленфильма в январе 2020 года. Незадолго до этого наша компания получила заказ и сняла полнометражный фильм «Ржев» по произведению Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью» о событиях Великой Отечественной войны. Это был первый полнометражный фильм кинокомпании «Триикс Медиа». В создание этого фильма наш коллектив вложил всю душу и сердце. На премьере фильма в Москве в кинотеатре «Поклонка» присутствовал Владимир Мединский, министр культуры России. Он был крайне удивлен тем, что мы незнакомы и что «Триикс Медиа» при создании фильма не обратилась за поддержкой ни в Министерство культуры, ни в Фонд кино. Министр предложил нашей компании доработать фильм «Зоя» о подвиге Зои Космодемьянской, который начал сниматься еще при предыдущем руководстве киностудии имени Горького. Отсмотрев материал, мы приняли решение доснимать. Начали работать, и тут меня снова вызывают к министру. «Я хотел бы предложить вам возглавить "Ленфильм"»,— сказал он мне. «Ленфильм» — один из символов Санкт-Петербурга, старейшая киностудия, работает с 1914 года. Какие фильмы на ней снимались, какие режиссеры творили! Для нас, ленинградских-петербургских киноделов, это святое место. Конечно, я согласилась. Мы сразу обговорили, что надолго я задержаться не смогу, так как «Ленфильмом» надо жить, это такая махина, которая поглощает тебя полностью. А у меня «Триикс Медиа» — 1,5 тыс. человек профессиональнейшей команды и большое производство.
Вы задумывались, почему именно вам предложили эту должность?
Я понимала, почему выбрали именно меня и какая передо мной стояла задача. На момент моего прихода долг студии составлял 2,3 млрд рублей. Мне нужно было провести серьезную юридическую работу по подготовке решения проблемы с этой задолженностью. Мой опыт как юриста, как профессионала индустрии, как руководителя крупной компании, несомненно, в тот момент и в том месте был востребован. Я пришла туда больше как технический директор на определенной стадии: сделать пакет документов, подготовить стратегию развития. И все получилось. Я считаю, что за семь тяжелейших месяцев в пандемию мне и моей команде под руководством совета директоров киностудии удалось выполнить все поставленные задачи. Для меня большая честь и радость, что мне удалось приобщиться к истории нашего великого «Ленфильма», желаю ему удачи!
Город вашу работу оценил. Все страшно расстроились, когда было объявлено о вашем уходе с «Ленфильма». В интернете был просто «траур». На этой должности вы также успели осуществить несколько творческих проектов, которые приобрели огромную популярность в городе. Расскажите о них.
Работая на «Ленфильме», я окунулась в волшебный мир талантливой молодежи, которая рвется к творчеству, к созиданию. Совместно с ней мы организовали Kino Сorner — уникальное творческое пространство со свободным входом, где по выходным можно классно провести время с семьей. Первая половина выходных была посвящена детям: детские спектакли, развлекательные игры, перформансы, мастер-классы для детей. Во второй половине — молодежные мероприятия, спектакли и концерты.
Внутреннее пространство было в ужасном состоянии, но на обветшалые фасады зданий советской постройки лучшие граффитисты Петербурга нанесли потрясающие муралы, причем бесплатно. Молодежь в Петербурге просто необыкновенная. Огромная энергия, которая возникла в этом месте, говорит о том, что молодые люди нуждаются в нем. Я, как руководитель, старалась поддерживать все их начинания и творческие порывы. Я вообще вникаю во все — таково мое кредо.
После моего возвращения в «Триикс Медиа» мы создали компанию, которая занимается молодежным контентом и связанными с этим проектами.
Не возникало ли у вас когда-нибудь желания перебраться в Москву, ведь, как говорят, там все деньги?
Я и так живу на два города Москва—Петербург. Но Петербург — это моя душа. Переводить студию в Москву никогда не было желания, поэтому мы и творим в родном Ленинграде. Здесь все живое, своя энергетика, а кино — это и есть энергетика.
Петербург отвечает взаимностью: город вас ценит и награждает. Вы — победитель премии «Влиятельные женщины Петербурга», а в декабре получили звание лучшего топ-менеджера 2020 года в сфере управления компаниями—производителями контента. Что почувствовали, когда вам сказали: вы в топ-100!?
У «Триикс Медиа» множество наград и побед, но тут родной Петербург меня включает в топ влиятельных людей. Разумеется, очень приятно, когда оценивают твою профессиональную работу. Благодарю за доверие! Мне вообще много кого хочется благодарить. Вокруг всегда появляются силы, которые полностью поддерживают и протягивают руки помощи.
Хочу поблагодарить министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу и руководство Министерства обороны, вместе с которым мы заканчиваем работу над картиной с рабочим названием «Небо» о Герое Российской Федерации подполковнике Олеге Пешкове, чей самолет был сбит турецким истребителем в 2015 году. Летчики катапультировались, но по ним был открыт огонь с земли, Олег Пешков погиб. Кино расскажет и о спасении штурмана Константина Мурахтина. Это большой проект, и я считаю, что современная молодежь должна знать героев своего времени, которые отдают жизнь за нашу страну. И мы бы никогда в жизни это не сделали без помощи Министерства обороны, нам было оказано полное содействие. Было пять экспедиций, съемки проходили в Крыму, Москве, Петербурге, Липецке и Сирии, на базе Хмеймим.
Следующие ваши полнометражные фильмы будут патриотическими?
Да, мы планируем делать полнометражные работы о современных героях. Безусловно, память героев нужно чтить, и очень хорошо, что снимается много исторических фильмов о Великой Отечественной войне. Договорим о фильме «Зоя». Это очень тяжелое, страшное кино. Сейчас в индустрии часто говорят, что зритель ориентирован исключительно на развлекательное кино, но прокат этого фильма показал, что это не так. Одновременно с «Зоей» в прокат вышли картины наших известных шоуменов, но собрали они гораздо меньше.
У вас ведь военными были и отец, и дед?
Да. Оба дедушки у меня прошли Великую Отечественную. Один был военкомом, второй получил тяжелейшие ранения в Сталинградской битве. Моего отца бабушка родила в поезде, в 43-м, во время бомбежки, на пути в эвакуацию в Ташкент. Отец тоже стал военным. Мои муж и сын служили в наших вооруженных силах. В новом фильме «Небо» тоже затронута тема преемственности военной профессии в нашей стране.
Расскажите о ваших планах.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Для меня самое главное то, что я даю людям работу, а это полторы тысячи человек, которые работают в компании. Самых лучших, самых талантливых полторы тысячи человек. Наши фильмы любит зритель, их смотрят не только в России, но и за рубежом. Я очень счастливый человек.
Что касается планов — есть у меня давние мечты, и надеюсь, что они воплотятся в жизнь. Мне близка тема сильной женщины в российской истории. Когда-то я задумывала фильм о революционерке Ларисе Рейснер, которая сделала единственную в своем роде карьеру женщины-военного комиссара. Собирательный образ такой женщины появился в нашем сериале «Крылья империи» для «Первого канала» — его мы делали в год столетия революции. Еще одна женщина, которая мне интересна,— Лиля Брик. Если Рейснер — это воительница, она воевала наравне с мужчинами, то Лиля Брик является примером женщины, которая умела заряжать мужчин, вдохновлять их — и это не только история с Маяковским, так прошла вся ее жизнь. О Лиле Брик я хотела бы сделать следующий проект.
Еще одна важная тема для большого проекта, которая мне близка и занимает меня уже долгие годы,— афганская война. Когда я училась в университете — это 1985–1990 годы,— много ребят, вернувшихся с афганской войны, учились вместе со мной. Было странное сочетание: мы — молодежь после школы, и парни, прошедшие войну. Но именно они привили мне свою философию дружбы, преданности, понимание того, что своих не бросают.
Интересно было бы сделать сериал и об истории «кембриджской пятерки», но в нынешних условиях это очень тяжело. Еще хочу сделать большое кино и уже начала делать первые шаги в этом направлении, о Петре I — «Великое посольство». Причем взять именно тот период, о котором мало известно и мало было снято,— период его путешествия по Европе. Автор сценария — известный журналист Андрей Константинов. Мы представляли этот проект на секции «Кино» Петербургского международного экономического форума в 2019 году. Вот это тема! Тут и масштаб личности, и удивительные события, повлиявшие на Петра I и на ход истории государства российского.
И опять Петербург как европейская столица России?
Да, без Петербурга никуда. С ним в продолжении всей его истории связаны самые важные геополитические события. И те, кто говорит, что Петербург провинция, заблуждаются. Никогда, ни при каких обстоятельствах Петербург не будет провинциальным. Город, построенный вопреки всему, переживший блокаду, доказал, что он непревзойденный и особенный, а люди, живущие в нем, уникальны.