«Любовь к сильным женщинам — это наша история и наше настоящее»
Сирилл Виньерон о женской доле и Cartier
На форуме креативного бизнеса в рамках стартового дня деловой программы Петербургского международного экономического форума пройдет сессия Cartier Dialogues. Cartier стал первым ювелирным домом, который выступил партнером форума. У него там особая роль и тема «Женщины и инновации». На «диалогах Cartier» будет, о чем поговорить - накануне в пятнадцатый раз были вручены ежегодные премии Cartier Women's Initiative. О том, почему и как знаменитый французский бренд поддерживает женщин в их стремлении к равноправию и успеху рассказал президент и СЕО Cartier Сирилл Виньерон.
В этом году ваши победительницы получили $1 280 000. За 15 лет даже для гиганта Cartier набежала, должно быть, огромная сумма. Стоит ли столько платить, чтобы прослыть меценатом и поборником равноправия? Многим маркам это ровным счетом ничего не стоит.
Вы ведь знаете, что мы затеяли Cartier Women's Initiative еще в 2006-м, задолго до того, как такие проекты вошли в моду у люксовых марок.
Мы исходили тогда из простого факта: дом Cartier много лет создавал украшения для самых известных женщин мира, мы дружили, любили друг друга, и теперь, когда женщинам нужна дружеская поддержка, кому как не нам оказать ее.
Вы выбираете женщин-предпринимательниц и даете им гранты от $100 тыс. до $30 тыс. Но это не Золушки, а состоявшиеся бизнесвумен. Разве они пропадут без вашей помощи?
Образ бизнесвумен-победительницы стал привычным, почти штампом. Но чаще так бывает в кино. Между тем в мире бизнеса до сих пор сильны предрассудки по отношению к женщинам. Например, им труднее получить кредит и, даже если они успешны и ответственны, им меньше доверяют. Нобелевский лауреат Мухаммад Юнус, экономист, который создал концепцию микрокредитования как помощи малым предприятиям, говорил, что давать кредиты следует именно женщинам. У них более реалистичный подход, они более серьезны в своем выборе и, как правило, возвращают долги, что не всегда можно сказать о мужчинах. В мире бизнеса доверие очень важно. Наша награда это не только деньги, это знак доверия, это наше признание самых перспективных проектов в мире. Не зря мы сотрудничаем с организацией «ООН-женщины», UN Women, в вопросах гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Cartier Women's Initiative создает целую сеть взаимопомощи, которая помогает женщинам продвигать свой бизнес.
Вы формируете нечто вроде рыцарского ордена женщин-воительниц, сумевших достичь успеха, отмеченных Cartier?
Можно сказать и так. Все наши лауреатки — необыкновенные женщины с непростой судьбой. Многие из них начинали свое дело в самых неблагоприятных условиях, вопреки окружению, обстоятельствам, политическим, экономическим и семейным кризисам — и ухитрялись не только взять в свои руки контроль над своей жизнью, но и помогать другим. Это и вправду рыцарственная позиция.
Как же вы выбираете этих женщин? И кто решает их судьбу в этом закрытом соревновании?
Каждый год мы ведем поиск достойных поддержки стартапов. Это обоюдный процесс. Мы получаем тысячи заявок и досье, а потом следим за соблюдением критериев отбора. К примеру, это должны быть компании, которыми реально управляют женщины, а не коллективный или семейный бизнес с женщиной в качестве украшения. В каждом регионе мира — раньше их было шесть, а теперь семь — мы выбираем три кандидатуры, которые нам кажутся самими перспективными.
Мы стараемся сохранять нейтральность при определении кандидаток. Конечно, выбирать сложно. Иногда компании не соответствуют нашим критериям, бывает и так, что на самом-то деле им не нужна наша помощь.
А каков главный критерий выбора?
Прежде всего нам важно, чтобы предпринимательницы, которых мы поддержим, так или иначе работали на общее благо, чтобы их деятельность приносила пользу. Их проекты должны отвечать разработанными ООН целям устойчивого развития. Я приведу вам такой пример. Одна из наших лауреаток 2018 года занялась сельским хозяйством в родной Гане. Она была обеспокоена тем, что земли истощались, растительность исчезала, наступала пустыня и люди бежали в города, но и там жили в нищете. Она пыталась развернуть программу культивации сельскохозяйственных культур, чтобы восстановить природный баланс почвы и бороться с опустыниванием. Благодаря Cartier Women's Initiative она сумела найти международных партнеров. Этот пример мне дорог, потому что он буквально связан с почвой, с корнями, с традицией.
У вас есть проекты и в области финансов, новейших технологий. Недаром в этом году к региональным наградам добавлена тематическая награда для проектов в области научных и технологических инноваций.
Это важный шаг. В этом году у нас появились номинации Women in Tech и 24 финалистки и 8 лауреатов, а не 21 и 7, как раньше. Тут действуют особые критерии отбора. В остальных категориях мы следим, чтобы предприятие уже доказало свою жизнеспособность и нужность, проработав по крайней мере два года. Когда же речь идет о новых технологиях, циклы намного короче. Если появляется блестящая идея, намного важнее найти спонсоров сразу, нет времени ждать.
От кого в итоге зависит решение, кто делает окончательный выбор? Вы и Cartier? Или вам дано только право выписать чек?
Нам дано право поддерживать организацию, цели которой мы считаем благородными и нужными. Общество нуждается в сильных, умных, смелых женщинах. Недальновидно и глупо со стороны мужчин пытаться отодвинуть их на вторые роли. И конечно, не я принимаю решения о том, кто получит грант от Cartier. Это как в фонде современного искусства Fondation Cartier, где марка помогает, но не влияет на выбор и не пользуется его плодами. Победительницы Women's Initiative не работают на Cartier, как и художники Fondation. Это строго разделено — в наших общих интересах.
Вы ведь не ограничиваетесь распределением грантов?
Конечно нет, очень важная часть работы — общение, нетворкинг. Встречаются люди из разных уголков мира, с разным опытом, разным пониманием жизни. Уинджи Сампайо, которая возглавляет Cartier Women's Initiative, организует конференции, обмен мнениями, дискуссионные панели. Мы организуем не только саму церемонию, но и целую неделю вокруг события. Претендентки могут беседовать друг с другом, работать вместе с менторами над своей презентацией… Моя роль здесь вовсе не начальственная, я один из участников дискуссии или просто наблюдатель. В этом году, к сожалению, мы не смогли собраться вживую. Надеюсь, что весной 2022 года нам удастся организовать встречу и с будущими, и с нынешними лауреатками.
Хорошее дело помогать женщинам в разных концах планеты. Но что в этом плане происходит у вас самих, как насчет женщин, которые работают в Cartier?
Двадцать лет назад у нас было 22 зарубежных филиала, и среди тех, кто ими руководил, только одна женщина. Пять лет назад женщин было уже 20% — как видите, это заняло слишком много времени. При сохранении таких темпов нам, чтобы добиться гендерного равенства, пришлось бы ждать, пока сменится еще одно поколение. Поэтому мы решили перейти к системе 50 на 50. В самых важных для нас регионах Cartier руководят женщины — в Китае, в Японии, в США, да и у вас, в России. Нам важно равенство в зарплате и отсутствие любых структурных предрассудков.
Все креативные директора наших мастерских — женщины. И теперь наши произведения женщины создают для женщин с помощью мужчин.
Для Cartier роль женщины принципиальна. Я напомню вам историю Луи Картье и арт-директрисы и музы дома Жанны Туссен. Они были настоящей парой: два сильных человека, две индивидуальности, создавшие современный образ Cartier. Тогдашнее общество помешало им быть вместе, но они объединили свои таланты. Мы всегда помним о роли Жанны Туссен, которую не зря называли «пантерой». Она бы могла быть героиней Булгакова, который тоже любовался женщинами, разрушающими гендерные стереотипы. Любовь к сильным женщинам — это наша история и наше настоящее.