Проблему автомест решат путем деления
В Петербурге появится первый в России сервис паркшеринга
В текущем месяце Петербурге планируется запуск первого в России сервиса шеринга парковочных мест iParkU, инвестиции в который составили более 45 млн рублей. За поиск парковки придется платить, при этом часть средств будет поступать на счет водителя, уступившего парковочное место. Создатели iParkU рассчитывают на выручку от 50–100 млн рублей по итогам этого года, планируя в будущем масштабировать сервис на крупные российские и европейские города. По мнению экспертов, услугой активнее всего будут пользоваться молодые люди поколения Y, склонные к модели совместного потребления. Вместе с тем некоторые из них не уверены в том, что продукт сможет получить широкое распространение.
В настоящее время в Петербурге в тестовом режиме заработал первый в России сервис шеринга парковочных мест iParkU, его запуск запланирован на май. За четыре недели приложение установили уже 5 тыс. пользователей, говорят акционеры iParkU. Механизм работы сервиса заключается в том, чтобы один водитель оставлял в приложении заявку на парковку в определенной локации, а другой — сообщал о готовности освободить парковочное место. «Когда желающий припарковаться подъезжает и ставит автомобиль, на счет водителя в IParkU, уступившего свое парковочное место, поступает денежное вознаграждение»,— объясняют представители сервиса. При этом стоимость услуги для водителя, который ищет парковку, составит 200 рублей, а человек, освободивший парковочное место, получит на счет в приложении 150 рублей.
До конца текущего года создатели планируют масштабировать его на Москву, российские города-миллионники, а к 2022 году — на такие европейские столицы, как Берлин, Лондон и Париж. Общий размер инвестиций в проект составил 45 млн рублей. «Планируемый размер выручки к концу года варьируется между 50 и 100 млн рублей и зависит от того, насколько быстро мы добьемся успеха в тестировании в Санкт-Петербурге, и от результатов запуска в других городах. В 2021 году все полученные инвестиции и прибыль будут направлены в дальнейшее развитие бизнеса»,— рассказали “Ъ” представители компании. По их словам, для теста не выделялись отдельные районы, то есть приложение не ограничивает карту поиска.
Генеральный директор и акционер iParkU Ричард Стевенс оценивает потенциал рынка интеллектуальных парковок на улицах во всем мире огромен. «Ожидается, что к 2027 году объем рынка интеллектуальных парковок на улицах во всем мире достигнет $3,7 млрд к 2027 году. Только в Москве и Петербурге на дорогах ежедневно перемещаются около 5,5 млн автомобилей, и многие водители испытывают сложности с парковкой. Если в рабочие дни в течение года iParkU поможет с парковкой хотя бы 5% автомобилистов двух столиц, то доход сервиса достигнет 12 млрд рублей», — отметил господин Стевенс.
Автором идеи и основателем проекта iParkU (ООО «Хайбрикс Рус») является гражданин Германии Дэвид Мюллер-Мееркатц — владелец недвижимости на 11-й линии Васильевского острова, где планируется строительство второго выхода из станции метро «Василеостровская». О том, как данную территорию необходимо использовать, господин Мюллер-Мееркатц разошелся во взглядах с городской администрацией. А Ричард Стевенс, занимающий должность гендиректора в «Хайбрикс Рус», ранее был гендиректором ООО «Амвэй», занимающегося распространениям косметики методом прямых продаж и сетевого маркетинга.
По словам Артема Деева, руководителя аналитического департамента AMarkets, паркшеринг, предложенный в Санкт-Петербурге,— отличная идея, способная хотя бы частично решить одну из острейших проблем мегаполисов — поиск парковочного места. «Наверняка эта модель получит хорошее распространение не только в Северной столице России, но и в других крупных городах нашей страны. Сразу можно предположить, что такой услугой активнее всего будут пользоваться молодые люди поколения Y: они наиболее склонны к этой экономической модели потребления (совместное потребление), достаточно активно в ежедневном режиме используют интернет и любят все новое и удобное»,— говорит господин Деев.
Способствовать развитию этого направления будут востребованность парковочных мест у жителей мегаполисов, увеличение автопарка, упрощение приложения, стабильность уровня вознаграждения для водителей, освобождающих места для парковки. Ограничителями могут стать различные законодательные акты, которые возможно применить для пользователей приложения. «Однако, если проект iParkU не столкнется с какими-то ограничениями на законодательном, регуляторном уровне, он может достичь большого успеха, поскольку предлагает очень востребованную услугу людям»,— предполагает эксперт.
Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс», добавляет, что в настоящий момент сервис скачивают преимущественно те, кто хочет получить парковочное место в местах с дефицитной парковкой, а тех, кто хочет заработать,— в разы меньше. «Это станет долгосрочно основной проблемой развития данного сервиса. Конечно, если не появятся желающие специально заработать, занимая дефицитные места. А это уже, в свою очередь, вызовет противодействие органов власти и автомобилистов», — полагает господин Миронюк, добавляя, что уже сейчас с помощью «бронирования» свободных мест с помощью каршеринговых автомобилей можно искусственно создать дефицит парковочных мест. «Остаются вопросы и к организаторам сервиса. Например, как они предлагают мотивировать человека, который будет пытаться "продать" свое парковочное место, ждать "покупателя". Сумма не настолько существенна, чтобы большинство автовладельцев стояли в ожидании. К тому же дефицитные парковочные места в основном находятся в зонах платной парковки — дополнительное ожидание может быть в убыток автовладельцу»,— рассуждает он, предполагая, что паркшеринг станет нишевым сервисом и вряд ли получит широкое распространение в мире.