Вахтовикам не хватило отпускных
Отели не могут добиться выплат за их карантин
Размещавшие на обязательный двухнедельный карантин вахтовиков, работавших на стройках «Газпрома», отельеры и туроператоры не могут добиться выплат по заключенным договорам. Из-за этого у компаний возник кассовый разрыв и нет оборотных средств, что затрудняет работу в преддверии высокого сезона. Задержка платежей со стороны крупных предприятий — особенность их работы в России, к которой подрядчикам надо готовиться заранее.
Гостиницы в регионах столкнулись со сложностями при получении оплаты по договорам на размещение проходивших двухнедельный карантин вахтовых рабочих, задействованных в строительстве объектов для «Газпрома». Об этом “Ъ” рассказали в «Опоре России» со ссылкой на обращение представителей бизнеса. В частности, письмо в ассоциацию направило ООО «Центр бронирования "Юста"», через которое договоры на размещение рабочих заключили восемь гостиниц Екатеринбурга, задолженность перед которыми за январь—март 2021 года оценивается в 98 млн руб. О наличии долга, превышающего 60 млн руб. за тот же период, “Ъ” также сообщили в турфирме «Холидеймакс». Сложности с получением оплаты возникли и у расположенного с Башкирии пансионата «Звездный», где конечную сумму не раскрыли, назвав ее солидной.
Коммерческий директор управляющей компании Usta Hotels Виктор Салин рассказывает, что гостиницы Екатеринбурга заключали договоры с ООО «ГСП-сервис», но расчеты велись через материнскую структуру «Газстройпром».
Общая сумма соглашений достигла 137,6 млн руб., из которых было выплачено только 39,4 млн руб.
«Компания должна была заплатить 70% от стоимости размещения вахтовиков в первые десять дней проживания рабочих, оставшиеся 30% — в течение месяца после выезда»,— рассказывает господин Салин. Но в итоге, по его словам, бизнес получил предоплату только за один из четырех заездов. В «Холидеймаксе» рассказывают, что долг «ГСП-сервиса» начал формироваться в феврале, это совпало со сменой гендиректора «Газстройпрома», чье кресло занял Николай Ткаченко. Причины отсутствия выплат компании не объясняют: в «ГСП-сервисе» ссылаются на отсутствие средств от «Газстройпрома», где на вопросы туроператора не отвечают. В «Холидеймаксе» добавляют, что не получили ответы на направленные письма.
По данным Kartoteka.ru, ООО «ГСП-сервис» через цепочку юрлиц принадлежит АО «Газстройпром». Структура специализируется на подборе персонала для работы вахтовым методом. Связаться с «ГСП-сервисом» не удалось: по телефону компании никто не ответил. «Газстройпром» — подрядчик по строительству объектов «Газпрома», где он контролирует 49%, еще 26% у Сергея Фурина. В «Газстройпроме» и «Газпроме» на запросы “Ъ” в понедельник не ответили.
Виктор Салин поясняет, что задержка выплат за размещение вахтовиков поставила отели в сложное положение: на время приема рабочих они были закрыты и не получали доходы от других гостей.
«Теперь у гостиниц нет средств на ведение хозяйственной деятельности, это существенно осложняет подготовку к проведению в июле в Екатеринбурге форума "Иннопром"»,— говорит он. Непросто оказалось и туроператорам. В «Холидеймаксе» поясняют, что компании пришлось расплачиваться с частью отельеров самостоятельно, называя саму сумму долга очень существенной для бизнеса.
В локдаун добывающие предприятия, минимально сократившие в этот период свою активность по сравнению с другими секторами экономики, были основными клиентами операторов делового туризма. Число поездок их сотрудников в прошлом году, по данным ранее оценкам «Аэроклуба», сократилось на 55%, в то время как в целом рынок потерял 66%. Партнер Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич поясняет, что отели в локдаун достаточно охотно селили как задействованных в борьбе с пандемией врачей, так и проходивших карантин вахтовиков, номера продавались по рыночной цене. Задержку платежей со стороны структур «Газпрома» эксперт называет типичной проблемой, характерной для крупного бизнеса в России, предпочитающего проводить оплату в конце отчетных периодов. «Деньги все получат, но, скорее всего, в конце года, это действительно может создать кассовый разрыв у отельеров, который нужно было предусмотреть заранее»,— поясняет он.