У двух министерств — транспорт без диспетчера
Нижегородские министерства спорят о создании единой диспетчерской службы
В Нижегородской области завершилась модернизация региональной навигационно-информационной системы (РНИС), позволяющей контролировать работу предприятий общественного транспорта по десяткам параметров. На эти цели было направлено 14 млн руб. Чтобы сделать работу РНИС максимально эффективной, региону необходимо создать единую диспетчерскую службу, а транспортников обязать предоставлять максимально возможную информацию о своей работе. Оператор РНИС — Региональный навигационно-информационный центр говорит, что перевозчики стараются избежать такого сотрудничества, чтобы не делать свою работу прозрачной. Региональный минтрас взял паузу в дискуссии до осени — обсуждать проблему публично министерство не хочет.
Отсутствие единой диспетчерской службы для общественного транспорта в Нижегородской области не позволяет в полном объеме использовать данные региональной навигационно-информационной системы, на модернизацию которой было направлено 14 млн руб. Об этом заместитель директора АО «Региональный навигационно-информационный центр Нижегородской области» (РНИЦ) Алексей Бритов заявил на заседании транспортного комитета в областном заксобрании 17 мая.
По данным областного правительства, РНИЦ был создан в 2013 году как оператор РНИС, работающей на базе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS. На создание предприятия и запуск РНИС было направлено около 40 млн руб. Всех перевозчиков обязали передавать в РНИС информацию о том, сколько автобусов выходит на линию и какие маршруты они обслуживают. После модернизации РНИС с весны 2021 года появилась возможность отслеживать еще и качественные показатели работы транспорта. «Раньше мы видели, что машины выходят на маршрут, но сколько именно они на нем находятся, в каком графике движутся, было непонятно.
Сейчас РНИС позволяет глубоко и детально следить за количеством транспортных средств, вышедших на линию, временем, проведенном в транспортным наряде, выполнением расписания и соблюдением скоростного режима.
Мониторинг можно вести в режиме реального времени. В случае отклонений от заданных параметров будет срабатывать система оповещения, что позволит оперативно вмешаться и исправить ситуацию»,— рассказал Сергей Бритов. Аналогичные данные можно собирать с коммунальной техники и анализировать их, а также с машин с опасными грузами или занятых на перевозке мусора. В эту же систему могут быть включены школьные автобусы. Данные позволяют формировать сводную отчетность о работе транспорта по десяткам параметров, на основании которой можно делать выводы о ее эффективности.
«Чтобы аккумулировать эти данные, необходимо в режиме реального времени по каждому транспортному средству заносить в систему актуальные данные при выходе на маршрут и сравнивать фактическое выполнение работ с планом, фиксируя все отклонения в работе. Сделать это без создания единой диспетчерской службы невозможно. Мы не раз обращались в минтранс и говорили, что готовы взять на себя создание такой диспетчерской службы. Мы предлагали министерству транспорта несколько вариантов работы. В случае если диспетчерская служба будет обслуживать все города нижегородской агломерации, но без Нижнего Новгорода (Арзамас, Бор, Балахна, Дзержинск, Кстово, Богородск, Городец и Заволжье), на ее работу необходимо 28 млн руб. в год. Если в процесс диспетчеризации включить еще и Нижний Новгород, потребуется 53 млн руб.», — сообщил замдиректора РНИЦ.
Он отметил, что после модернизации РНИС началось активное сопротивление транспортных предприятий.
«Им стало понятно, что РНИС делает систему работы общественного транспорта прозрачной и эффективность своей работы нужно будет доказывать, представив актуальные данные из этой системы. На основании этих цифр предприятие сможет претендовать на получение субсидий из регионального бюджета. Подобная прозрачность не всех устраивает»,— говорит господин Бритов. Он предложил минтрансу принять политическое решение о формировании единой диспетчерской службы и обязать транспортные предприятия передавать в РНИС всю необходимую информацию в полном объеме.
Заместитель министра транспорта Артем Бафанов прямо на заседании хотел ответить на слова замдиректора РНИЦ, но его остановил глава министерства Павел Саватеев. «Я против того, чтобы обсуждение этой темы шло в формате публичного диалога,— заявил министр. — Нам необходимо еще раз утрясти все цифры и калькуляцию. Я, например, не согласен с оценкой в 28 млн руб. Предлагаю взять паузу до конца августа, после чего продолжить обсуждение». По словам господина Саватеева, в вопросе создания единой диспетчерской службы приоритет отдается РНИЦ, но есть и другие варианты. «В Нижнем Новгороде эту работу успешно выполняет муниципальная Центральная диспетчерская служба. По области мы хотели создать аналогичную службу на базе Центра безопасности дорожного движения, расширив его полномочия»,— рассказал глава минтранса.
Источник “Ъ-Приволжье”, знакомый с ситуацией, пояснил, что модернизация РНИС может «вытащить наружу» такие подробности работы, которые транспортники не хотели бы афишировать.
«Система позволяет видеть работу каждого предприятия почти насквозь. Помимо транспортной работы по обслуживанию пассажиров, она поднимает весь массив заработной платы, благодаря ей становится видно, где и в каких объемах используются серые схемы и насколько эффективно с экономической точки зрения работает предприятие. В этой ситуации просто предоставить какие-то произвольные цифры в минтранс уже не получится. Особенно с учетом того, что РНИЦ находится в подчинении не минтранса, а мининформа»,— отметил собеседник издания.
Депутаты заксобрания приняли информацию к сведению и рекомендовали областному правительству учесть расходы на создание единой диспетчерской службы при формировании областного бюджета. В следующий раз заксобрание вернется к этой теме в октябре уже в новом составе.