Доходы стоят нелетные
Заработок пилотов не увеличивается вопреки росту пассажиропотока
Рост пассажиропотока авиакомпаний в апреле дает российским пилотам надежду на постепенный возврат доходов, сильно просевших из-за пандемии. По данным профсоюзов и собеседников “Ъ”, за это время заработок летного состава упал в 1,5–2 раза или больше и пока не растет, хотя перевозчики уже начинают набирать новых сотрудников. Эксперты отмечают, что без повышения зарплат авиакомпании рискуют потерять летчиков, которые рассчитывают на вакансии в других странах.
Пассажиропоток российских авиакомпаний постепенно восстанавливается: по оперативным данным Росавиации, в апреле он был в 10 раз больше (7,2 млн пассажиров), чем год назад, и только на 13,5% меньше, чем в апреле 2019 года. Еще в марте разница с 2019 годом была гораздо больше — 27%.
Но хотя авиакомпании увеличивают численность летного состава, доходы сотрудников, рухнувшие с началом пандемии, как выяснил “Ъ”, не растут.
Месячный заработок пилотов сократился в 2–3 раза, рассказывает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. По его данным, средний доход второго пилота «Аэрофлота» сейчас составляет около 100 тыс. руб.— в 1,5–2 раза меньше, чем в докризисный период. Капитан воздушного судна (КВС) получает 150–160 тыс. руб.
У S7 и «Победы» доходы сократились меньше за счет сохранения объемов внутренних перевозок, говорит господин Дельдюжов. Так, в S7 летное время пилотов приближается к 80–90 часам в месяц, что в целом соответствует доковидным показателям. Но у сотрудников есть рабочие часы, которые оплачиваются отдельно, отмечает вице-президент профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.
Еще более тяжелая ситуация, по данным обоих профсоюзов, с бортпроводниками. Их доходы упали с 50 тыс. руб. у начинающих сотрудников до планки, зачастую не достигающей уровня МРОТ,— 8,5–10 тыс. руб. Как рассказали “Ъ” три бортпроводника «Аэрофлота», за счет отмены бонусов за многолетний стаж, налет, знание иностранных языков зарплата упала с более чем 100 тыс. руб. в среднем до 30 тыс. руб.
У летного персонала доходы упали сильнее, чем в целом в отрасли.
Как рассказал “Ъ” источник на рынке со ссылкой на внутреннюю отчетность, в 2019 году затраты всех авиакомпаний на фонд оплаты труда и социальные нужды превысили 134 млрд руб., тогда как в 2020 году снизились лишь на 20%, до почти 107 млрд руб. Так, группа «Аэрофлот», согласно отчетности по МСФО за 2020 год, сократила расходы на персонал на треть, до 49,1 млрд руб.
В результате, по оценке профсоюзов, с начала 2020 года из российских авиакомпаний уволилось около 20% летчиков и более трети бортпроводников. Первые в основном уходили на пенсию, вторые меняли профессию.
Пилоты также уходят в грузоперевозки, рассказывает летчик первого класса, действующий пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов. По его данным, коллеги интересуются вакансиями во Вьетнаме — сейчас только там набирают экипажи из России. «Многие уходят в "Сибирь" (S7.— “Ъ”), они много летают. У людей кредиты, ипотеки. Конечно, специалисты будут уходить»,— констатирует господин Литвинов. По его словам, сейчас КВС получает вдвое меньше, чем в 2019 году, в пределах 200–220 тыс. руб. «Налет мы делим на всех командиров, чтобы все могли заработать. Получается около 30 часов в месяц, до пандемии было 90. Час налета стоит около 2 тыс. руб. Ежемесячная премия была 80 тыс. руб. и квартальная 240 тыс. руб.— с 1 января 2021 года все это отменили. Компания старается поддержать, но деньги несравнимы с допандемическими»,— говорит пилот.
В «Аэрофлоте» не уточнили, сколько человек покинуло группу. Персонал головной компании, судя по отчетности по РСБУ, сократился в 2020 году лишь на 3%, до 21,1 тыс. В S7 отметили, что в период пандемии компанию покинуло менее 5% летного состава, и к летнему сезону она уже приняла более 300 бортпроводников, а также «по одной группе пилотов воздушных судов Е170 и A320 из тех, кого не смогли трудоустроить в прошлом году». В «Аэрофлоте» тоже говорят, что, «несмотря на имеющийся профицит персонала», возобновили набор бортпроводников, обучение пилотов учебно-летного отряда и работу с выпускниками летных училищ.
Бортпроводников, КВС и вторых пилотов на Boeing 737 ищет и «Победа» (входит в «Аэрофлот»): «Мы стабильно обеспечиваем высокий налет, набор идет в связи с ростом флота». Действующий пилот «Победы» на условиях анонимности рассказал “Ъ”, что «зарплаты чуть лучше, чем по рынку, но всем пересмотрели контракты с 1 января 2021 года, и будь сейчас открыт набор в других странах, многие бы ушли».
Около 400 КВС и вторых пилотов до конца года планирует принять «Россия» (тоже входит в «Аэрофлот»). В авиакомпании отмечают, что набор связан с расширением флота SSJ 100. По данным профсоюза летного состава авиакомпании, сейчас КВС в «России» получает чуть более 200 тыс. руб., вторые пилоты — 120–130 тыс. руб. «Летный состав лишили доплат за стаж, неравномерно оплачивают ночные работы — кто-то получает надбавку в 40% за час, кто-то 20%»,— добавил глава профсоюза Игорь Морозов.
В Red Wings заявили, что в отличие от некоторых перевозчиков не пересматривали систему зарплат летчиков в сторону увеличения переменной части, зависящей от налета. При этом количество пилотов в штате за год выросло более чем на четверть, до 635 человек в связи с началом эксплуатации SSJ 100 и Boeing 777.
«Средние зарплаты летчиков до пандемии в разы превышали зарплаты не только в среднем по России, но даже по Москве: 500–700 тыс. руб.,— отмечает эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов.— Это не самая беззащитная социальная группа».
С другой стороны, добавляет аналитик, многие пилоты в 2010-х годах проходили обучение в США и Европе: «Такие специалисты могли остаться в пандемию в затруднительном положении с непогашенными кредитами на миллионы рублей». За последние пять—семь лет большинство летчиков проходят обучение в России. По мнению эксперта, по мере восстановления международных перевозок авиакомпаниям придется восстанавливать доходы своих пилотов, чтобы предотвратить их уход к зарубежным конкурентам.