Пираты в рунете научились дублировать ссылки на удаленный контент
Group-IB выяснила, что в 2020 году пираты научились оперативно отслеживать ссылки на контент, удаленные при помощи антипиратского меморандума, и в автоматическом режиме генерировать новые дубли.
Меморандум был подписан в 2018 году правообладателями и поисковиками «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler. С момента его подписания «Яндекс» удалил из поисковой выдачи более 15 млн пиратских ссылок, из них 6 млн — за три месяца 2021 года. На «Яндекс» приходится 90% трафика пиратских онлайн-кинотеатров, указывают в Group-IB. Эксперты компании обнаружили, что из 7,3 тыс. внесенных в меморандум пиратских ресурсов (онлайн-кинотеатров и торрент-трекеров) 3,6 тыс. доменов по-прежнему появляются в поисковой выдаче, а из 6 млн удаленных ссылок на пиратский контент 1,1 млн по-прежнему доступны для зрителей. Чтобы обойти блокировки и остаться в поисковой выдаче, злоумышленники используют меняющие URL-ссылки, меняют «засвеченный» домен на домен третьего и более «глубоких» уровней либо совмещают оба этих способа в «мутирующих ссылках».
Новые способы обхода меморандума несут в себе риски для индустрии легального распространения видеоконтента, предупреждает заместитель гендиректора Group-IB по защите от цифровых рисков Андрей Бусаргин. «Если существующая версия меморандума будет использована в качестве законопроекта, в нем сохранятся "лазейки" для пиратского бизнеса, которые могут быть использованы для дальнейшего распространения "пиратки" через поисковую систему "Яндекса"»,— полагает он.
По мнению экспертов компании, чтобы решить проблему, нужно создать механизм «пират-фильтра», который, фиксируя определенное количество подозрительных ссылок-дублей, не допускает пиратский домен в органическую выдачу и замедляет индексацию его новых страниц. Кроме того, можно ограничить работу «быстроробота» «Яндекса», который сегодня находит новые страницы спустя минуты после их появления на портале, и зачастую они сразу же появляются на первых позициях в поисковой выдаче. Так, у Google подозрительные ссылки не попадают в первые строчки органической выдачи, а находятся в конце списка, что снижает потенциальный урон от пиратского контента, поясняет господин Бусаргин.