Ответственные вложения просто не даются
Финансированию устойчивого развития готовят стимулы от государства
Рабочая группа при Минэкономики по устойчивому развитию подготовила проект плана мероприятий по стимулированию его финансирования в РФ. По словам первого зампреда ЦБ Сергея Швецова, документ будет одобрен на следующем заседании группы. Опрошенные “Ъ” участники рынка приветствуют появление стимулов, которые будут стоить бюджету в 2022–2024 годах 180 млн руб. допрасходов на субсидирование верификации и выпадающих доходов в 6,6–10,8 млрд руб. от нулевого налогообложения купонного дохода «зеленых» облигаций. По данным “Ъ”, Минфин эти меры пока не поддержал.
О том, что проект «плана мероприятий по реализации мер стимулирования финансирования устойчивого (в том числе "зеленого") развития в РФ» подготовлен рабочей группой и будет одобрен на ближайшем заседании (дата еще не определена), вчера на конференции «Ответственное финансирование как мощная сила позитивных преобразований», организованной Росбанком и “Ъ”, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Сейчас в плане (есть у “Ъ”) четыре пункта.
Первый — госсубсидирование, компенсация затрат на уплату купонного дохода по «зеленым» облигациям эмитентов, применяющих наилучшие доступные технологии (акт правительства об этом планируется выпустить до 1 июля), и затрат на верификацию проектов в области устойчивого развития в 2022–2024 годах (не более 1 млн руб. на эмитента, срок — второй квартал 2022 года). По оценке Минэкономики, первая мера уже предусмотрена бюджетом, а вторая будет стоить всего 180 млн руб. допрасходов в 2022–2024 годах.
«Меры обсуждаются уже больше года. Компенсация затрат на верификацию не делает инструменты "зеленого" финансирования привлекательнее, но хотя бы как-то снижает издержки эмитента в связи с "окрасом" облигаций»,— говорит замдиректора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков.
Второй пункт касается смягчения регулирования и надзора ЦБ в отношении устойчивого финансирования (срок — первый квартал 2022 года) и упрощения допуска «зеленых» облигаций в котировальные списки (третий квартал 2021 года). «Такую работу ЦБ уже ведет, но, как и его европейские коллеги, пока не склонен четко увязывать ESG (экологические, социальные, управленческие.— “Ъ”) и кредитные риски»,— отмечает господин Горчаков.
Третья мера в плане — обнуление налоговой ставки на купонный доход по «зеленым» облигациям, выпущенным в 2022–2024 годах (по оценке Минэкономики, потеря 6,6–10,8 млрд руб. доходов бюджета за период). «Также обсуждается более года — отличный стимул для инвесторов»,— отмечает эксперт АКРА. С ним соглашается Владимир Скляр из «ВТБ Капитала»: «Субсидирование ставки кредита и снижение налогообложения по купонному доходу доказали свою эффективность для запуска рынка "зеленого" финансирования в мире. Уверен, это повысит популярность "зеленых" инструментов и внутри страны». Татьяна Амброжевич из Росбанка (он входит в рабочую группу) также говорит о поддержке положений «дорожной карты» и их способности стимулировать появление новых продуктов и учет инвесторами целей устойчивого развития в своих стратегиях. Четвертый пункт — проработка резолюции Азиатской парламентской ассамблеи по утверждению дорожной карты мер стимулирования зеленого финансирования.
Между тем в ВЭБ.РФ (разработчик методологии рынка «зеленых» финансов) “Ъ” заявили, что меры в стадии разработки и комментировать их рано, добавив, что они «важнейшая часть системы "зеленого" финансирования».
«На Западе эмитент "зеленой" облигации может рассчитывать на "скидку" в размере 10% от цены заимствования, потому что инвесторы хотят покупать именно устойчивые финансовые инструменты. В России такого эффекта, к сожалению, пока нет. Нам нужно достичь этого же размера через субсидию и регуляторные послабления со стороны ЦБ»,— говорит собеседник “Ъ”.
По данным “Ъ”, в части налоговых послаблений план пока не поддержан Минфином. «Тот факт, что, кроме пункта 1.2, все сдвигается на первый квартал 2022 года, очень сильно разочарует инвесторов и потенциальных эмитентов»,— также замечает господин Горчаков. Это, вероятно, объясняется тем, что по политическим причинам запуск рынка устойчивого финансирования в РФ затягивается (см. “Ъ” от 17 мая).