Явилась — не запилилась
Знаменитая хоррор-франшиза пополнилась фильмом «Пила: Спираль»
В прокат вышел фильм ужасов «Пила: Спираль» — девятая часть суперуспешной франшизы, начатой фильмом «Пила: Игра на выживание» в 2004 году. В новом выпуске авторы решили скрестить натуралистичное зрелище изобретательных пыток с социальным месседжем, но, как часто случалось за эти 17 лет с жертвами хитроумного маньяка, что-то у них пошло не так. В этом удостоверилась Юлия Шагельман.
В 2004 году дебют двух никому тогда не ведомых австралийцев — режиссера Джеймса Вана и сценариста Ли Уоннела, снятый по мотивам их же короткометражки за смешные $1,2 млн, произвел сенсацию в жанре хоррора. «Пила: Игра на выживание» была устроена так же остроумно и эффективно, как те ловушки, в которые заманивал героев невидимый убийца по прозвищу Конструктор: немного примитивной диванной психологии (маньяк предлагал жертвам «сыграть в игру» ради спасения собственной жизни), много пыточного порно, когда смотришь на экран сквозь пальцы, но отвернуться почему-то не можешь, несколько действительно неожиданных сюжетных твистов и тонкий покров морали, чтобы персонажей, подвергавшихся затейливым мучениям, было не жалко. Реакция критиков была довольно сдержанной, но зрители попались на крючок: в мировом прокате этот кровавый коктейль собрал почти $104 млн, чем, естественно, обеспечил себе неминуемое продолжение.
С тех пор новая «Пила» выходила на экраны каждый год в аккурат к Хеллоуину. Конструктор получил имя, биографию, бывшую жену и целую толпу последователей и учеников, что должно было обеспечить бесперебойность этого конвейера, даже если из главного героя больше ничего выжать не получится. В четвертой части (2007) он действительно погиб, но это никого не остановило. Сиквелы продолжали успешно собирать деньги, а в 2010 году, еще до выхода седьмого, самого дорогого на тот момент фильма в серии — «Пила 3D», вся франшиза была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая кассовая среди хорроров: ее совокупные сборы составили более $977 млн (позже этот рекорд был побит франшизой «Заклятие», созданной все тем же Джеймсом Ваном). На этом конструкторы «Пилы» наконец-то взяли паузу и честно выдерживали ее целых шесть лет. Но поскольку человек — существо предсказуемое (на чем в большой степени и держатся сюжеты всех частей хоррора), то студия Lionsgate приняла решение о перезапуске. «Пила-8» вышла на экраны в 2017 году и, несмотря на то что разочаровала хардкорных фанатов франшизы, свои $103 млн честно собрала. Очередной сиквел опять замаячил на горизонте.
Главным его инициатором выступил довольно неожиданный в контексте хоррора персонаж — комик Крис Рок, который предложил идею вице-президенту Lionsgate Майклу Барнсу, встретив его на свадьбе общих знакомых (лучше, конечно, не представлять, что же там на этой свадьбе творилось). Позже актер сыграл в «Спирали» главную роль, а также выступил одним из исполнительных продюсеров. Хотя сюжетные коллизии новой «Пилы» кажутся напрямую позаимствованными из заголовков американских СМИ последнего года, съемки на самом деле состоялись еще летом 2019-го, но, впрочем, тема полицейского насилия не теряет своей актуальности уже давно, особенно для чернокожего населения. Его, помимо Рока, в фильме представляет Сэмюэл Л. Джексон, играющий отца главного героя. Это приятный и полезный способ высказать гражданскую позицию, получив заодно солидный чек — бюджет «Спирали» пока не раскрывается, но, думается, изрядная его часть пошла именно на гонорар Джексону. Что было бы только справедливо, потому что его появление хоть и не спасает картину в целом, но хотя бы делает пару эпизодов чуть более выносимыми.
Снимал картину режиссер второй, третьей и четвертой «Пилы» Даррен Линн Боусман, а сценарий писали авторы восьмой Джош Столберг и Пит Голдфингер. Основная задача, которая перед ними стояла,— поместить Конструктора и его капканы внутрь истории про честного копа, который в одиночку противостоит коррупции и беззаконию, творящимся в его собственном участке. Сцен кровавой расчлененки здесь не так уж много (зато из каждой авторы стараются выжать весь тошнотворный максимум), а перемежаются они стандартной полицейской «бэшкой», в которой опытный, но лепящий на каждом шагу ошибки детектив, потея и матерясь, гоняется за маньяком. Причем создатели, явно не надеясь на сообразительность зрителей, не столько показывают, сколько пересказывают ее в кадре — это фильм из тех, где в диалогах герои излагают друг другу свои биографии, а также события, происходившие пятью минутами ранее, что для верности еще подкрепляется многочисленными флешбэками, каждый из которых повторяется по два-три раза.
Крис Рок изо всех сил старается донести до зрителей серьезность происходящего, попеременно выпучивая глаза и напряженно их прищуривая в драматические моменты. Возможно, у него бы даже что-то получилось, не будь остальные персонажи пешками, с самого начала предназначенными на вылет, а сюжетные ходы — предсказуемыми для всех, кроме их участников. Семнадцать лет прошло, а люди, получив угрожающее сообщение от неизвестного в маске, все еще идут в одиночку на заброшенную мыловарню — тут захочешь, но не сможешь сопереживать никому, кроме себя, вынужденного за этим наблюдать. Тем более что финал — снова — остается открытым, а значит, эта спираль, как ей и положено, будет бесконечной.